Форматы социального чтения: лицом к лицу или онлайн?

Социальное чтение как социокультурная практика существует в самых разнообразных формах, которые можно разделить на два типа: дискуссии "лицом к лицу" и онлайн-форматы. Первые более распространены в виде читательских клубов при библиотеках или образовательных организациях.
Но активных книжных клубов сейчас довольно мало, а число их постоянных участников обычно не превышает 20-30 человек. При этом разнообразные онлайн-сообщества читателей охватывают несравнимо больше людей. Это объясняется, по-видимому, несколькими причинами. Люди присоединяются к онлайн-сообществам, потому что они являются на сегодняшний день более удобной средой для совместного чтения: они не привязаны к конкретному месту и времени, и потому их легко встроить в свой график. В них практически отсутствует какое-либо давление со стороны других участников: можно не появляться там долгое время и ничего не объяснять. Прежде чем высказаться в онлайн-сообществе, читатель может не спеша обдумать прочитанное, подобрать нужные слова и лучше выразить свою точку зрения. Наконец, ему не нужно выходить из зоны психологического комфорта, выступая перед аудиторией (не секрет, что для большинства людей это непросто).

Однако онлайн-форматы имеют и свои недостатки. Их "необязательность" позволяет большинству участников только читать сообщения, не высказываясь самим, и в результате сообщество со стороны может выглядеть довольно пассивным и непопулярным, хотя на самом деле многим его членам важно, чтобы оно обновлялось и пополнялось рекомендациями, вопросами и комментариями. С другой стороны, онлайн-сообщества менее стабильны: их участники ценят возможность приходить и уходить, когда им захочется, и пользуются ею, поэтому время от времени активность обновлений сильно снижается. Кроме того, в онлайн-среде практически невозможно создание той заряжающей атмосферы эмоционального личного общения, которая свойственна камерному читательскому клубу.

Все это заставляет задуматься о попытках соединить два столь различных формата в некую сбалансированную смесь. То же самое, кстати, происходит сейчас с онлайн-обучением и традиционным обучением "лицом к лицу". Еще недавно сторонники электронного обучения (E-Learning) были убеждены, что в будущем оно заменит очное, что, развиваясь технически, сможет справиться со всеми функциями преподавателя. И действительно, современные онлайн-курсы предоставляют массу возможностей: гибкий график, эффективный текущий контроль результатов, индивидуальные траектории обучения, интересные и качественные видеоматериалы, онлайн-общение и др. Но сейчас стало ясно, что человека заменить нельзя, что даже обучающимся на популярных массовых открытых онлайн-курсах (MOOC) часто не хватает мотивации их заканчивать, в основном, потому что недостает живого общения с преподавателем и группой. Поэтому появилось Blended Learning - смешанное обучение, в котором удачно соединились два взаимодополняющих формата.

По-видимому, социальное чтение как образовательная практика тоже должно соединять в себе живое совместное обсуждение книг с онлайн-чтением и комментированием. При этом конкретные оффлайн- и онлайн-форматы могут довольно широко варьироваться. Например, живое общение можно организовать не только в форме заседаний читательского клуба, но и в виде серии различных образовательно-развлекательных (Edutainment) событий, каждое из которых будет посвящено какой-то конкретной книге. Такими событиями могут стать, например, совместный просмотр и обсуждение кинофильма по данной книге; инсценировка участниками фрагмента произведения с последующей дискуссией; проектная конференция, на которой участники представят свои проекты, посвященные данной книге; сторителлинг-сессия по ее мотивам и, наверное, многое другое - стоит только включить фантазию и приложить немного совместных усилий. Видеозаписи событий позволят создать эффект присутствия для тех, кто не смог очно поучаствовать в них.

Что касается онлайн-форматов, они тоже могут быть довольно разнообразными: от обсуждения текстов в коллективном блоге или в социальной сети (например, в закрытой группе, которая позволяет лично знакомым друг с другом участникам высказываться более свободно и непринужденно, чем в публичном сообществе) - до совместного чтения, комментирования и визуализации текста на полях в среде SocialBook. Соединение разных форматов позволит решать различные образовательные задачи, поддерживать мотивацию и самоопределение, укреплять социальные связи и давать каждому обучающемуся возможность выбора наиболее удобных и интересных форм взаимодействия.