Две публикации о социальном чтении

Чтение, как правило, процесс индивидуальный. Приятно поразмышлять в уединении над хорошей книгой. Но иногда хочется поделиться мыслями о прочитанном. Интересно узнать, что об этом думают другие. А вдруг они увидят в тексте что-то иное или помогут понять то, что осталось для меня загадкой?

Многие из нас имеют опыт совместного чтения и обсуждения прочитанного: родители и дети, которым они читают; педагоги и обучающиеся всех уровней образования, практикующие медленное чтение на занятиях; ученые, ведущие коллективные исследования и совместно изучающие различные источники; участники всевозможных читательских сообществ, сегодня в основном виртуальных; наконец, просто друзья, которым нравится читать одни и те же книжки, а потом долго и увлеченно обсуждать их в социальной сети или в любимом кафе. Все эти разнообразные читательские практики в современных англоязычных публикациях получили название "Social Reading" - "социальное чтение".

В российском информационном поле этот феномен пока освещен очень мало, хотя за рубежом социальное чтение быстро набирает популярность, претендуя на роль мирового читательского тренда. Под социальным чтением понимается совместное чтение и обсуждение текста двумя или более людьми, в том числе с использованием социальных сетей или читательских онлайн-сервисов. Социальное чтение расширяет горизонт читателей – выводит их за пределы книги и личного опыта, позволяет объединять усилия, совместно находить и исследовать проблемы и идеи, которые могли бы остаться незамеченными при одиночном чтении текста, и потому социальное чтение, по-видимому, обладает значительным образовательным потенциалом, исследование которого только начинается.

Социальное чтение – формирующееся понятие, которое еще не имеет четкого определения в научной и методической литературе. Однако на страницах некоторых зарубежных интернет-ресурсов можно найти краткие описания этого явления и даже попытки его типологизации.
В частности, Боб Стейн (основатель Института будущего книги и компании SocialBook) понимает под социальным чтением практически любое коллективное чтение-обсуждение какого-либо текста и считает его ведущим современным трендом и основным типом чтения в будущем (в отличие от чтения в одиночестве, характерного для прошлого). Он предлагает собственную типологию социального чтения, выделяя четыре его категории:


1) повседневное и поверхностное обсуждение книг с друзьями и знакомыми (оффлайн, неформальное, синхронное, кратковременное), которое выполняет функцию «социального клея», не претендуя на роль «интеллектуальной коммуникации»;
2) обсуждение книг в интернете (онлайн, неформальное, синхронное или асинхронное, постоянное, т.е. продолжающееся) с использованием социальных сетей или специализированных сайтов, разработанных для читателей: Goodreads, LibraryThing, обзор страниц на Amazon, Zotero, литературные блоги и т. п.;
3) очное обсуждение книг в классе или книжном клубе (оффлайн, формальное (официальное), синхронное, кратковременное) – более конкретное и глубокое, чем онлайн-дискуссия, а также оживляемое мимикой, жестами, зрительным контактом и взаимодействием с реальной, материальной книгой;
4) участие в дискуссии на полях (онлайн, официальное, синхронное или асинхронное, постоянное) с помощью таких сервисов, как CommentPress, DigressIt, BookGlutton, предоставляющих читателям возможность добавлять комментарии к конкретным абзацам, страницам и разделам, по сформулированным самими пользователями вопросам и сквозным темам обсуждаемых текстов.

Установка динамических полей на страницы книги (в электронном формате) позволяет людям вести на этих полях глубокий продолжительный разговор, который становится неотъемлемой частью текста, расширяя понятия «содержание», включая в него и обсуждение, которое оно порождает. По словам Стейна, преподаватели, которые уже используют эти платформы в учебном процессе, отмечают, что дискуссии, которые ранее заканчивались за дверью класса, теперь продолжаются в течение дня, а учащиеся, делая домашнюю работу, продолжают разговор на полях [1].

Еще один исследователь социального чтения – Эллисон Меннелла – выделяет лишь три его типа, которые в целом совпадают с последними тремя категориями по Стейну, в то время как «поверхностное обсуждение книг с друзьями и знакомыми» остается за пределами социального чтения – в этом мы склонны согласиться с Меннелла. В статье «Что такое социальное чтение и зачем оно библиотекам?» она отмечает, во-первых, что социальное чтение как сугубо общественная (в противовес индивидуальной) деятельность существует в форме взаимодействия между двумя или более лицами и текстом в очном или цифровом формате. Во-вторых, социальное чтение, по ее мнению, расширяет опыт читателя: оно выводит читателя за пределы книги и призывает устанавливать связи, делать выводы, обобщать мысли и задавать вопросы в разговоре с другими людьми. Социальное чтение помогает книге стать запоминающейся. Оно может стать способом развития современных читательских навыков, таких как написание обзора, аннотации, рецензии, с помощью социальных медиа-платформ, а также служит основой новых дружеских связей и сообществ людей с общими интересами. Кроме того, социальное чтение позволяет объединять усилия и совместно находить и исследовать идеи, которые могли бы остались незамеченными при одиночном чтении текста [2].

1. Stein B. A Taxonomy of Social Reading: a proposal. URL:  http://futureofthebook.org/social-reading/index.html
2. Mennella A. What is “Social Reading” and why should Libraries care? URL: http://tametheweb.com/2011/06/14/what-is-%E2%80%9Csocial-reading%E2%80%9D-and-why-should-libraries-care-a-ttw-guest-post-by-allison-mennella