Социальное чтение онлайн: новые образовательные возможности


Сегодня достаточно интенсивно развивается социальное чтение, связанное с онлайн-взаимодействием, то есть совместное чтение и обсуждение текстов в различных цифровых средах. Такими средами являются рекомендательные web-сайты для читателей и читательские блоги, социальные сети и фандомы и еще многие другие виртуальные площадки. «В Интернете возникают и множатся экспериментальные зоны, где письмо и чтение почти не разделены, где желания и потребности читателей формируются и удовлетворяются с максимальной точностью...» – пишет Н.В. Самутина, исследователь феномена фанфикшн как социокультурной практики и роли читательского сообщества в этом новом типе современной литературы [1].

Действительно, не только в фандомах, но и в других читательских онлайн-средах происходит «слияние» чтения и письма, основанного на прочитанном, будь то короткая аннотация или многостраничный фанфик. Социальное онлайн-чтение изначально неразрывно связано с письмом, так как на сегодняшний день это основной способ выражения мыслей о прочитанном в онлайн-среде. Самостоятельные текстовые практики, в которые современные подростки включаются пока стихийно, несомненно способствуют развитию у них навыков письменной речи. А поиск путей эффективной организации подобных практик в образовательных целях – актуальная и перспективная задача педагогов и исследователей.

При этом социальное онлайн-чтение предполагает самоопределение читателей (выбор книг для чтения, желание или нежелание читать совместно с кем-либо, высказываться о прочитанном или только изучать высказывания других и т.п.), самостоятельность деятельности и равноправие. В сети каждый имеет возможность выражать свое мнение, соглашаться или спорить с другими, при этом может возникать естественное лидерство более «продвинутых» и активных читателей, однако оно не ограничивает свободы высказывания других участников дискуссии. Эти качества социального онлайн-чтения несомненно привлекают как взрослых, так и детей, прежде всего, подростков, и их необходимо сохранить при организации социального чтения в образовательных целях. Кроме того, именно подростки сегодня в большинстве своем активно вовлечены в социальные сети и другие онлайн-среды, поэтому использование подобных ресурсов в образовательных целях может обеспечить дополнительную мотивацию к обучению.

Использование социального онлайн-чтения как компонента смешанного обучения (совмещающего обучение «лицом к лицу» с онлайн-обучением) открывает новые перспективы совместной развивающей читательской деятельности. Ее результатами могут стать формирование и развитие у подростков способности самостоятельно выбирать книги для чтения, навыков понимания, аннотирования и оценки прочитанного, умений самостоятельного анализа и творческого письма. Новая, неформальная ситуация обсуждения и непрограммные, актуальные тексты по выбору самих подростков (ситуация самоопределения) способны привлечь их внимание и побудить к собственным размышлениям и высказываниям.

По наблюдениям учителей, в онлайн-общении с ними подростки проявляют себя свободнее и ярче, чем в традиционных письменных работах. По-видимому, это связано с особыми отношениями учитель-ученик в условиях онлайн-общения: в этих необычных для школы условиях учитель и ученики изначально равноправны, действуют в сотрудничестве друг с другом, которое в наше время является одним из важнейших условий эффективного обучения.

На сегодняшний день средами, наиболее подходящими для использования в образовательном процессе, на наш взгляд, являются социальные сети и читательские онлайн-сервисы для совместного чтения с заметками на полях. Причем если в сетях удобнее организовать обсуждение текста в целом (его проблематики, идей, сюжета, системы образов и т. п.), то для «медленного чтения», анализа и обсуждения отдельных элементов текста лучше использовать сервисы, позволяющие публиковать комментарии на полях, а также добавлять иллюстрации и гиперссылки, создавая тем самым совместно дополненный «текст новой природы».

Но какую бы среду совместной читательской деятельности ни выбрал учитель, главной остается его способность искать и находить тексты и вопросы, по-настоящему актуальные для подростков, действовать в поле их интересов, уважая их выбор, расширяя горизонт образовательных возможностей и формируя новую модель чтения-сотрудничества.

1. Самутина Н. Великие читательницы: фанфикшн как форма литературного опыта