Чтение 3.0: смешанные технологии в читательской деятельности


С момента своего появления чтение как социокультурная практика постоянно развивалось: менялись книги, способы чтения, формы коммуникации между читателями. Прошли сотни лет с возникновения первого письменного текста, и чтение стало таким, каким мы его знаем с детства, – это чтение всем хорошо знакомой печатной книги (а до нее были рукописные книги, свитки, глиняные таблички и т. д.). Такое чтение существовало очень долго и будет, скорее всего, жить и дальше как проверенная веками, удобная и доставляющая большое удовольствие практика. 
Однако техническая революция в конце ХХ – начале ХХI века привела к возникновению чтения 2.0.  У печатной книги объявился сильный конкурент – книга электронная, читать которую можно с помощью специальных устройств, таких как компьютер, ридер, планшет, телефон. Одновременно с этим в интернете появилось множество электронных библиотек, которые предоставляют читателям бессчетное количество разнообразных текстов, которые можно прочесть, не выходя из дома, – от школьной классики до новейшей литературы, от трудов древних философов до исследований современных ученых. Благодаря интернету возникли и новые форматы читательской коммуникации (блоги, социальные сети и т.д.). 
Еще недавно многим казалось, что электронная книга скоро вытеснит бумажную, а общение читателей (как, кстати, и образование) полностью перейдет в онлайн-среду. Но сегодня очевидно, что этого не произойдет, людям по-прежнему нравятся бумажные книги, и иногда они встречаются и обсуждают их с друзьями. 
Однако, помимо сохранения и сосуществования старых практик, в чтении наблюдаются и новые тенденции, способы деятельности, которые свидетельствуют о новом этапе - возникновении чтения 3.0. Именно им посвящено одноименное электронное методическое пособие, цель которого — рассказать о новых возможностях, которые открываются для современных читателей благодаря интернету, а также о создаваемых на их основе технологиях смешанного обучения, которые только начинают появляться в наших школах.