Социальное чтение для психического здоровья


Среди исследований, посвященных социальному чтению, неожиданным подходом и ценным эмпирическим материалом выделяется статья Лизбет Стенберг (Гётеборгский университет, Швеция) «Социальное чтение для психического здоровья» (Lisbeth Stenberg: Social reading for mental health / LIR.JOURNAL. N6. 2016).  
Автор статьи реализует междисциплинарный исследовательский  проект под названием «Социальное чтение – художественная литература и здоровье», в рамках которого ею были проведены эмпирические исследования пяти групп чтения, в которые в ходе эксперимента были включены люди, проходящие реабилитацию после психических заболеваний, прежде всего, депрессии. 
Л.Стенберг отмечает, что в Швеции и в других западных странах депрессии стали растущей проблемой, для решения которой необходимы исследования и поиски новых путей реабилитации и социальной реинтеграции выздоравливающих. По предположению исследователя, участие в читательских группах и обсуждение специально отобранных художественных текстов могут помочь людям вновь обрести самоуважение и уверенность в себе, преодолеть социальную изоляцию. 
За рубежом существуют различные социальные программы и проекты, связанные с чтением, например,  Национальная благотворительная организация Великобритании реализует проект «Get into Reading» («В чтение»), в рамках которого организуются читательские группы для заключенных и людей с симптомами депрессии в труднодоступных сообществах. Исследовательский центр Ливерпульского университета занимается исследованием того, как чтение в этих группах может помочь улучшить состояние здоровья и оценивает результаты терапевтических вмешательств в группах GIR. В результате оценки был сделан вывод о том, что в результате участия в читательских группах состояние пациентов, страдающих от депрессии, улучшается с точки зрения их социального, умственного, эмоционального и психологического благополучия. 
Подобный опыт психологической реабилитации через социальное чтение восходит к библиотерапии и исходит из того, что такие дискуссии могут помочь людям моделировать для себя новые перспективы и справляться с кризисными ситуациями. Важно, что, обсуждая художественное произведение, мы можем дистанцироваться от своих проблем и поговорить о них на примере вымышленных персонажей. По словам Л.Стенберг, говорить о символах в тексте проще, чем обсуждать свою собственная жизнь. Расстояние между нами и литературными текстами дает возможность проверить свои мнения и опробовать новые моральные оценки. В процессе социального чтение создается особое «пространство мысли», в котором человек может безопасно размышлять и высказываться о глубоко волнующих его проблемах, преодолевая собственную изоляцию. Кроме того, если группа более или менее однородна, ее участники могут сойтись в оценке прочитанного и благодаря этому сблизиться, почувствовать себя сообществом, способным действовать коллективно и по-настоящему помогать друг другу. 
Интересным поворотом является то, что Л.Стенберг, ссылаясь на исследование Roger Chartier, противопоставляет такие явления, как «интенсивное» и «экстенсивное» чтение, причем «интенсивным» считает в первую очередь социальное чтение, которое исторически предшествовало индивидуальному и было направлено на совместный поиск глубинных смыслов в текстах. При этом индивидуальное чтение, рассматриваемое как порождение печатной культуры, по мнению исследователя, преимущественно является «экстенсивным», то есть нацеленным на прочтение максимально возможного количества текстов в ущерб глубине этого прочтения. 
Повышающийся в XXI веке интерес к социальному чтению Л.Стенберг объясняет стремлением современного человека к более интенсивному чтению, которое она считает «знаком нашего времени», а также потребностью наших современников лучше понимать других людей, изучать их способы мышления и их оценки различных ситуаций. 
В статье описана методика проведенного эксперимента, включавшая анкетирование участников читательских групп, которое предшествовало обсуждению и завершало его. Вопросы анкет, примеры которых даются в приложении к статье, направлены на выявление субъективных ощущений читателей после чтения текста, их самоидентификации с персонажами произведения, характеристику персонажей через выбор определений из предложенного списка. Эксперимент показал, что в результате обмена мнениями и дискуссии о поведении и мотивах персонажей представления читателей о персонажах заметно меняются в сторону более глубокого их осмысления и нравственной оценки, а «нечитающие» участники проявляют заметный энтузиазм и интерес к чтению в будущем. 
С полным текстом статьи (на английском языке) можно ознакомиться здесь.