Бенджамин Али "Доклад о медузах"

Квашнина Елена Сергеевна,
заместитель директора по научно-методической работе
Муниципального автономного образовательного учреждения
Гимназия № 205 "Театр"
г. Екатеринбург


Бенджамин, Али
Доклад о медузах
Пер. с английского Ольги Варшавер
М.: Самокат, 2018


        
Предтекстовая работа

«Медуза, если присмотреться, похожа на бьющееся сердце». С этих слов начинается повесть Али Бенджамин, с них же можно начать знакомство учеников 6-7 классов с книгой. Почему медузу можно сравнить с бьющимся сердцем? А как вам кажется, на что похожа медуза? Для того чтобы дать ответ, школьники обратятся к изображениям медуз в Интернете, откроют энциклопедии и справочники, рассмотрят опасных морских красавиц, распускающихся, словно экзотические цветы, в морских глубинах, расскажут о своих встречах с этими удивительными созданиями.
Каждый может сделать предположение, о чем будет книга, какая загадка спрятана от читателей в художественном произведении с «нехудожественным» названием - «Доклад о медузах». Посвящение – Любознательным детям, которые есть повсюду – намекает, что во время чтения читатели сделают какие-то открытия. Но только ли подводного царства коснутся эти открытия?
Чтение текста, обсуждение прочитанного
Уже с первых страниц читатели узнают, что двенадцатилетняя Сузи, ученица Средней школы имени Юджина Филда, не случайно заинтересовалась медузами. Ее мучит тайна гибели подруги, утонувшей во время летних каникул. Зачем Сузи ищет ответ на вопрос, как погибла Фрэнни? Разве теперь, когда это уже произошло, что-то можно изменить?
«Порой хочется, чтобы все враз переменилось, так сильно хочется, что даже находиться рядом с неправильным нет никаких сил».
Сузи, тяжело переживающая потерю друга, никому не может объяснить того, что так сильно ее тяготит. Почему? Ответ на этот вопрос дадут читатели, познакомившиеся с историей Сузи.
«...к седьмому классу – мне ведь уже двенадцать стукнуло! – я уже кое-что поняла про взрослых. Например: взрослым, не только всем подряд, а даже близким, твоя искренность на самом деле не нужна». По мнению Сузи, доверять нельзя не только взрослым. Она не может довериться и своим сверстникам, не принимающим и не понимающим ее.
«Медуза – точно сердце бесплотного призрака: смотришь сквозь него и заглядываешь прямиком в иной мир, где скрывается все, что ты когда-то утратил». Эта цитата – еще один шаг в обсуждении повести. Что утратила Сузи? Что она видит, разглядывая бесплотного призрака? Она потеряла единственного друга, утратила связь с родителями, принявшими решение развестись, она живет с неподъемным чувством вины, беспомощности из-за невозможности что-либо исправить, переписать историю своего расставания с Фрэнни. Сузи кажется, что никто из тех, кто находится рядом, не способен её понять. Вероятно, поэтому она начинает поиски экспертов по медузам, которые помогут ей справиться с бедой, что-то объяснят, вместе с ней найдут ответы на трудные вопросы:
«... мне показалось, что Джейми – единственный человек, который сам достаточно безумен, чтобы понять, что я не сошла с ума.
Этот человек мне поможет...
Он поможет разобраться. И еще кое в чем поможет заодно: мы вместе напишем новый, иной финал для моей дружбы с Фрэнни.
Финал, в котором я – не самый плохой человек на свете. Не злодей».

После прочтения
Как бы вы проиллюстрировали произведение «Доклад о медузах»? Побывайте в океанариуме, сделайте фотографии медуз, которые, на ваш взгляд, могли бы стать иллюстрациями к повести. Какие фрагменты текста вы бы хотели проиллюстрировать коллажами, рисунками?
Книга Али Бенджамин «Доклад о медузах» может быть прочитана школьниками не только вместе с учителем литературы. Не менее интересно было бы обсудить ее на уроках биологии или на занятиях, во время которых идет подготовка к написанию научных проектов.
Педагогам, готовящим учеников к научно-практическим конференциям, можно обратить внимание на учителя естествознания, подталкивающего своих воспитанников к познанию мира. Интересно читать о том, какие педагог использует приемы, чтобы заинтриговать, приоткрыть тайны, пробудить научный интерес у своих воспитанников.
Книга на сайте издательства: http://www.samokatbook.ru/ru/book/view/420/