5 фактов о школьных библиотеках и школьных библиотекарях Москвы

В конце 2017 года, чтобы узнать об актуальных проблемах школьных библиотекарей, а также о потенциальных возможностях, которые есть у библиотеки в школе, сотрудники лаборатории социокультурных образовательных практик разработали специальную анкету для школьных библиотекарей и провели опрос, в котором приняли участие более 100 респондентов.

В настоящее время результаты опроса находятся в обработке, но есть несколько очевидных показателей, о которых можно сказать уже сейчас. Итак, 5 фактов о школьных библиотеках и школьных библиотекарях Москвы.

1. Более 20% опрошенных обслуживают сразу несколько зданий (два или даже три! ). А значит, библиотека в каждом из этих школьных зданий работает не каждый день и ученики не имеют регулярного, оперативного, свободного доступа к ресурсам библиотеки. Учителя также не могут свободно пользоваться библиотекой (брать книги для урока, отправлять учеников за дополнительной литературой и проч.). Да, конечно, можно взять книги заранее, но если речь идет о непредвиденных ситуациях (изменения в расписании, забытые детьми книги, незапланированная необходимость обращения к справочной или дополнительной литературе), то здесь библиотека оказывается ресурсом необходимым, но недоступным.

2. Более 80% опрошенных работают в одиночку. То есть всю работу, которую в районных и городских библиотеках выполняет целый штат сотрудников, школьный библиотекарь вынужден выполнять один. На его плечи ложится и ведение документации, и книговыдача, и поддержание порядка в библиотеке, и общение с обучающимися, и работа с педагогами, и подготовка различных мероприятий, и многое другое.

3. Основное направление работы с учащимися - книговыдача. Самыми популярными ответами на вопрос "По каким направлениям Вы больше всего работаете с учащимися? " были варианты "Выдаю им учебники"(этот вариант выбрали 64% опрошенных), "Выдаю им художественную литературу по их желанию" (62% опрошенных) и "Выдаю им книги, которые задал учитель" (46% опрошенных). Интересно отметить, что варианты, связанные с книговыдачей, выбрали даже те респонденты, которые в одном из предыдущих вопросов указали, что больше всего рабочего времени у них уходит на подготовку различных тематических мероприятий.

4. У большинства опрошенных библиотекарей нет возможности проводить уроки свободного чтения в школьной библиотеке. Уроки, в ходе которых дети читают выбранные ими книги, могут быть организованы лишь в школьных библиотеках 36% опрошенных. Еще 5% уверены, что такой урок может быть организован, если дети принесут свои книги ("Да, это возможно: в библиотеке для этого есть место и условия, но книги дети должны будут приносить свои", - ответили библиотекари). Однако большинство респондентов (48%) утверждают, что в их библиотеках проведение уроков свободного чтения невозможно, в том числе из-за отсутствия в библиотеке места. Следовательно, и находится в школьной библиотеке (выбирать книги, читать, делать проекты, готовится к урокам) 
одновременно может очень ограниченное количество обучающихся.

5. Далеко не все школьные библиотекари посещают другие библиотеки как читатели. Когда школьным библиотекарям задали вопрос: "Посещаете ли Вы другие библиотеки", лишь 35% опрошенных ответили, что ходят как посетители и 18%, что ходят знакомится с книжными новинками. Остальные опрошенные ходят в библиотеки по необходимости, сопровождая школьников на различные мероприятия или посещая курсы повышения квалификации. На экскурсии со школьниками в библиотеки ходят 46% опрошенных, на лекции и встречи с писателями, которые проводят библиотеки, учащихся водят 45% респондентов. На профессиональные семинары в библиотеку ходят 66% опрошенных. Вовсе не ходят в библиотеки 3% респондентов.

Эти пять фактов, конечно, не отображают все результаты опроса, и на их основании нельзя сделать полноценных общих выводов, но все же они дают представление о том, как школьная библиотека вписана в городскую инфраструктуру чтения, насколько активно она использует свой потенциал, что ограничивает возможности школьных библиотекарей.

Если Вас заинтересовал этот материал, следите за обновлениями: полные данные опроса и результаты исследования будут опубликованы позже.