Элия Барсело «Хранилище ужасных слов»




Романова Александра

Педагогическая рецензия-открытка на произведение Элии Барсело «Хранилище ужасных слов»
(Элия Барсело. Хранилище ужасных слов.- М.: КомпасГид, 2012)

«Хранилище ужасных слов» - поучительная сказка для детей и подростков. Это волшебная история, о том, что все наши слова (сказанные и несказанные) хранятся в некоем таинственном хранилище. В этом хранилище работают проводники, подозрительно похожие на ангелов, время там останавливается, и если вы достойны доверия, обучаемы и самое главное, хотите измениться, то вам могут показать сакральный резервуар, в котором будут храниться ваши добрые слова и плохие. И только от вас зависит, какая из его частей заполнится полностью. 

В книге Элии Барсело очень интересное и своеобразное двоемирие: «здесь» и «там». Перемещения по мирам вместе с героями и наблюдение за их духовным взрослением создают пространство особой игры с читателем, который становится соавтором мира художественного.

По основной теме книги можно провести классный час: показать ребятам CD-диск и попросить представить, что все слова, которые они произносили (плохие, хорошие) записаны на этих дисках и хранятся в особом хранилище. Чтобы описать это хранилище, можно использовать фрагменты сказки – так можно заинтересовать школьников книгой. Продолжить занятие можно следующим образом: в заранее приготовленные черную и белую коробки, стоящие за ширмой, предложить каждому из участников классного часа положить его букву (нужно вырезать заранее буквы большого формата). Если хороших слов он сегодня произнес больше, то «букву» бросить в белую коробку, если плохих слов было произнесено больше, то, соответственно, - в черную). Очень важно сохранить анонимность (для чего и потребуется ширма), чтобы дети не боялись ответить честно. После такого голосования можно пригласить ребят к обсуждению: какие слова «плохие», а какие «хорошие», как мы определяем это? Можно ли определить «качество» слова только по его значению? 

Закончить занятие можно словами из книги: «Нельзя, нанеся рану и увидев кровь, одним лишь желанием заставить ее затянуться. И точно так же нельзя произнести те или иные слова и вернуть их обратно». Педагог может ни разу не сказать о том, что он советует прочитать это произведение ученикам, но у него получится создать интригу вокруг этой книги.