Евгений Ельчин "Сталинский нос"


Барская Елена Алексеевна, 
учитель русского языка и литературы 
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения 
города Москвы "Школа № 1507"

Еще раз про Нос

В русской классической литературе уже есть один очень «узнаваемый» Нос- конечно, это Нос майора Ковалева из одноименной повести Н.В. Гоголя, который дает Носу способность жить собственной жизнью и ввергать в ужас бывшего хозяина. А вот в повести Евгения Ельчина «Сталинский нос», вышедшей в 2013 году (издательство «Розовый жираф») и переведенной с английского Ольгой Бухиной и самим же Евгением Ельчиным, Нос тоже обретает на некоторое время «собственную жизнь». Только это уже не нос главного героя повести, Саши Зайчика, ученика московской средней школы № 37, а Нос главного человека в стране – Вождя , Отца всех народов, Рулевого, ведущего страну в светлое будущее, - товарища Сталина.

Нос товарища Сталина дышит трубкой, сидит на стуле, потирает сапог о сапог…Но главное – напоминает о бдительности, заставляет Сашу отречься от отца, ставшего врагом народа, чтобы смогла осуществиться мечта героя повести – он мог бы вступить в ряды пионерской организации.

Книга Ельчина, иллюстрированная им же самим, конечно, не об эпохе правления Сталина. Событийность произведения заключена в 24 часах жизни мальчика, но этот круг не замыкается, а словно переходит на иной уровень: Саша Зайчик повзрослел за эти сутки, его жизнь, как и жизни сотен и тысяч стоящих в очереди к тюремным воротам, разделяясь на «до» ареста родного человека и «после».

Автор показывает атмосферу парализующего страха, когда родные ради своего спасения отказываются принять в дом мальчика, оказавшегося на улице. Донос на соседей, унижение детей «врагов народа», стремление выжить любой ценой — вот что видит герой произведения, однако детская чистая вера в

справедливость Вождя все-таки оставляет надежду Саше, что отца вот-вот освободят. Конечно, через какое-то время мальчик все поймет: в длинной очереди ему поможет незнакомая женщина. Здесь начнется для него другая жизнь, полная жестокой правды, но это будет уже другая история. Автор дает понять читателю, что следующие 10 лет своей жизни Саша Зайчик проведет в ожидании вести от отца, в переписке с Органами.

Из учебника по истории России школьники знают страшные цифры, характеризующие эпоху сталинского террора. Знают произведения Солженицына и Шаламова. Однако повесть Ельчина из иной категории, она привлекает наивной непосредственностью ребенка, который продолжает верить Вождю, надеется, что произошла страшная ошибка, ведь он убежден в честности людей…

Книга может стать предметом обсуждения на уроке истории или литературы, например, в качестве своеобразного послесловия при изучении рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», ведь папа Саши Зайчика, «герой и настоящий коммунист» мог вполне оказаться в одном бараке с Шуховым.

Страх подавляет волю, мешает жить, въедается в память людей, он даже может «объединять». Но подобное «объединение» разобщает, разлагает общество. О таком страхе нужно знать, не допускать искажения исторической истины и сделать «все возможное, чтобы прервать передачу страха из одного поколения в другое».