Ирина Лукьянова "Стеклянный шарик"


Колодина Наталья Николаевна, 
учитель русского языка и литературы
 студии русского языка и культуры "Город-сад"
 (США)

Стеклянный шар – это призма через которую мы воспринимаем окружающий мир?

Название книги: Стеклянный шарик
Автор: Ирина Лукьянова
Страна: Россия



Повествование предваряется дневниковыми записями главной героини с первого до последнего класса, затем следуют главы написанные от третьего лица, пока героиня маленькая, потом от первого лица героини или людей, которые ее окружают. Большая часть отведена одинокому детсадовскому детству, которое перетекает в состояние аутсайдера в начальной школе, и заканчивается описанием буллинга с разбором внутренних механизмов страшной для любого ребенка ситуации травли с примерами подлости, драки, трагедии в жизни всех участников. В нескольких штрихах описана взрослая жизнь героини. Текст содержит несколько матерных слов.

Лучший способ читать этот текст – это медленное чтение. Текст переполнен образами и субъективными ассоциациями. А еще должно применить метод «вращение» текста: посмотрим на происходящее глазами главной героини Аси, с точки зрения нянечки, мамы, учительницы, одноклассников. Из этого калейдоскопа получается трехмерная картина, в которой сразу виден перекос восприятия главной героиней происходящих с ней событий. Перед заданием прочитать следующую главу полезно ставить вопрос: как вы думаете, почему автор дал именно такое название для главы. Дальнейшее чтение только добавляет элементов для перекоса. Здесь интересно показать, что подобный художественный текст подобен кинематографическому стилю ноир, а потому возникает несколько направлений для работы, например, написание сценария для фильма. Потому как текст полон образами, дети с удовольствием превращают текст в графический роман или комикс.