М.С. Аромштам "Ворон Клара и яблочный год"


Попыхова Татьяна Юрьевна, 
заведующая библиотекой 
Муниципального автономного общеобразовательного учреждения 
"Средняя школа № 150" (г. Красноярск)


Аромштам М. С. Ворон Клара и яблочный год: Сказка /М.С. Аромштам. - М.: Время,2016. - 80 с.: илл. - ( Серия “Время - детство!”)

Что значит «оставаться самим собой» даже тогда, когда невыносимо трудно? Как научиться заботиться о тех, кто рядом?

Не у каждого взрослого есть правильный ответ на эти важные жизненные вопросы. И не каждый взрослый может найти правильные слова, чтобы объяснить ребенку - главное в жизни быть Человеком. Но каждый взрослый может вместе с ребенком прочитать сказку Марины Аромштам «Ворон Клара и яблочный год».

Герои книги Ворон Клара, старая Яблоня и Яблочко решают для себя важнейшие вопросы бытия и самоопределения.

Ворон Клара и Яблоня делят между собой место и время. Общение Клары и Яблони накладывает отпечаток на отношения. По мнению Клары, общение – это искусство, которое требует жертв. Клара, например, жертвует своей репутацией, съедая червяка, который, чуть было, не уничтожил Яблочко. «Вы спрашивали себя, чем готовы пожертвовать?» - спрашивает Ворон Яблоню.

Яблоня не хочет участвовать в проекте Ворона Клары по выращиванию нормального Яблочка в выдающийся фрукт. Яблоня не готова оторвать от себя долгожданное, единственное Яблочко.

В один из сентябрьских дней Клара, собственной жизнью, мешает ворам уйти незамеченными.

«Невысокий снова прицелился – злобно, медленно, точно…

- Мама?.. - тихо спросило Яблочко.

- Да, - ответила Яблоня.

По стволу, по ветвям, по листьям пробежала крупная дрожь. Черенок отломился, в воздухе что-то хрустнуло, надломилось – и Яблочко бросилось вниз.

Щелчок так и не раздался».

При организации совместного чтения объяснения, комментарии взрослого, а так же вопросы, связанные с поведением, взаимодействием Ворона Клары и Яблони помогут детям младшего школьного возраста понять идею произведения: часто подвиг – это просто быть самим собой.

Применение таких приёмов как иллюстрирование произведения, сочинение по мотивам сказки, амплификация (умение дописать финал произведения или создать новый его эпизод) оставят глубокий эмоциональный след в душе не только ребенка, но взрослого.