Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак «Пока я на краю»


Кадырова Наталья Сергеевна, 
учитель русского языка и литературы 
Муниципального автономного образовательного учреждения 
«Средняя общеобразовательная школа № 10» Стерлитамака



Жвалевский А., Пастернак Е.

Пока я на краю: повесть. – М.: Время, 2017. – 256 с.- («Время – детство!»)

«Пока я на краю» - еще одна глубокая и интересная книга для подростков А. Жвалевского и Е. Пастернак, которая не оставит равнодушным никого. Как отмечают авторы, «по закону «436-ФЗ издательство должно будет поставить на эту повесть маркировку16+», но «читать её можно и нужно лет с четырнадцати». И с этим нельзя не согласиться, ведь тема подросткового суицида не теряет сегодня актуальности. Наоборот, о ней нужно и можно говорить. Но говорить правильным, понятным для ребят языком.

В центре повествования судьба Алки, обыкновенной-девочки подростка, которую можно встретить в любом городе. У неё проблемы дома, у неё проблемы в школе. Никто не понимает. «Всё бесит» – типичные эмоции для подростка, у которого на душе очень тяжело. Стихи теперь рождаются реже и реже, а рисунки, которые она выкладывает в сеть, поражают мрачностью. Всё настолько переплелось, что единственным выходом становится выход с крыши. Внимательный читатель понимает, что мир подростка неразрывно связан с миром взрослых, и именно в их конфликте таятся корни желания уйти из этого мира. Книгу эту полезно почитать не только подросткам, но и взрослым.

Казалось бы, судьба Алки должна закончиться трагически, но встреча с Яковом, Фростом, Хантером, Земекисом и Пантой меняет её жизнь, где впоследствии тоже всё оказывается очень непросто. Прочитав книгу, еще долго осмысливаешь, насколько сложно и противоречиво устроен человек, имеет ли он право решать, кому жить на этой земле, а кому – нет.

Название книги «Пока я на краю» становится своеобразным предупреждением для всякого родителя, которому дорого его взрослеющее дитя: нужно вовремя остановиться, поговорить с ребёнком, понять его и принять. Только так можно избежать надвигающейся беды.

О содержании книги можно говорить с учениками на уроках внеклассного чтения, говоря на темы подросткового суицида, взаимоотношений в семье, вечного конфликта отцов и детей, теме доброты, человечности, сострадания, милосердия и ответственности.