Рэй Бредбери. Самые знаменитые произведения писателя в одном томе



Зимакова Татьяна Михайловна, независимый критик

Рэй Бредбери. Самые знаменитые произведения писателя в одном томе.(Надвигается беда.).
Издательство "Э". Москва,2017.


Уже трудно сосчитать, подростки скольких поколений, впервые открыв томик Брэдбери, сохранили любовь и признательность к этому автору на всю жизнь, словно бы одним махом не без некоторого удивления, перепрыгивая туда или обратно, высокий забор между лирикой "Вина из одуванчиков"и тревожной фантазией, "Марсианских хроник" или "451 по Фаренгейту".

Не всем известно, что на месте этого забора с1962 года в библиографии писателя существует еще одна книга о подростках и взрослых для подростков и взрослых, о несвоевременном и мрачном осеннем карнавале, где поэзия и проза жизни переплетены с детективом и мистическим триллером по множеству причин, одна из которых переходный возраст.

Вероятно, тогда она не очень совпала во времени с сознанием массового читателя и начала широко переиздаваться только с 1997 года. На русском языке книга выходила отдельными изданиями в разных переводах и под разными названиями. Когда я с ней познакомилась, она называлась "Жди дурного гостя". В 2017 отдельных изданий на полках книжных магазинов обнаружить не удалось, но зато под названием "Надвигается беда", она, наконец, опубликована в сборнике, претендующем на хрестоматийность, что само по себе является хорошим поводом для разговора о приключениях литературных произведений. В оглавлении "Надвигается беда" стоит на последнем месте, но думаю, что юным читателям, выросшим в компании с Гарри Поттером, знакомство с классиком американской и мировой литературы интереснее начинать именно с этой вещи.



Однажды в двух соседних домах с разницей в одну минуту произошло прибавление семейств. Два очень разных мальчика росли неразлучными друзьями. И вот они уже на пороге взросления. С этого порога окружающая действительность вдруг временами начинает казаться им театром. Театр бвыает очень разным, то домашним и теплым, то домашним безнадежно и уныло, то запретно- заоконным, то далеким, прекрасным и манящим, то " Межконтинентальным адским театром". Надо бы разобраться, почему так происходит и как с этим быть, но в город неожиданно и не ко времени приезжает странный странствующий ярмарочный балаган, который выдает себя не за то, чем является, несет с собой ужасные бедствия, и кроме того, пытается стереть разницу между игрой и фальшью.

Отца одного из мальчиков нет в живых, отец второго- пожилой библиотекарь- философ, который стесняется играть с сыном в бейсбол, но хорошо разбирается в книгах и людских характерах. Он считает, что каждый выбирает цвет своей жизни сообразно характеру, что его мальчик выбирает белый, а соседский черный, но дружба делает мир цветным. Когда мир собирается рухнуть, на помощь мальчишкам приходит именно библиотекарь, хотя именно от него они меньше всего этого ожидали.



Книга написана так, что по мере взросления читателя, эхо ее еще не раз отзовется в различных житейских и культурных контекстах. В праздничном убранстве улиц и площадных забавах, не отменяющих личных проблем, в страшных и просто неловких ситуациях, в поисках взаимопонимания с друг другом, окружающими и уже с собственными детьми. В океане массовой культуры и при встрече с фильмами Феллини, и при знакомстве с современным авторским кино, в виртуальных играх и романах Кафки или при каких- нибудь еще иных обстоятельствах.

Книга может послужить отличной точкой отправления для коллективного обсуждения многочисленных тем, индивидуального исследования или доверительного разговора. Но для начала, ее неплохо просто прочитать.