Сергей Седов "Сказки про мам"


Колодина Наталья Николаевна, 
учитель русского языка и литературы
 студии русского языка и культуры "Город-сад"
 (США)

Жила-была мама…

Название книги: Сказки про мам
Автор: Сергей Седов
Иллюстратор: Тат ьяна Кормер
Страна: Россия


Короткие парадоксальные сказки про мам Сергея Седова очень нравятся детям и младшего, и среднего школьного возраста. И неудивительно, все мы в детстве очень любили истории, которые рассказывали в пионерских лагерях. Сказка: «Жила-была мама. Очень забывчивая.» Эта сказка о маме, которая забывала, что уже покормила детей, и кормила их снова и снова. Текст короткий, поэтому ученики легко ловятся на провокацию: о чем этот текст? – Мама кормила детей! – Нарисуйте. Когда дети пытаются нарисовать содержание текста, то текст незамедлительно расползается прямо на глазах. Первый вопрос возникает, кто же мама и кто ее дети, если они могут есть девятнадцать раз подряд и не умереть от обжорства. Затем появляется: чем мама кормит? И вопрос времени: Когда она успевает приготовить суп? – то есть, возможно, это не суп, а лапша. Начинаем считать время: сколько времени уходит на приготовление лапши? На поедание?.. дети начинают рисовать маму-птичку, которая приносит червячков. Теперь умножаем сумму времени, ушедшего на приготовление и обед, и получаетсвя, чтобы поесть девятнадцать раз, нужно, чтобы сутки были длиннее, чем земные… Дети начинают рисовать маму и детей – инопланетян…

Иногда при чтении мы встречаем незнакомые слова. Важно и полезно научить детей восстанавливать смысл слова с помощью контекста, в котором слово используется. Например, знакомство с одним из семантическим значений слова «рассеяная» может быть сделано на примере сказки: «Жила-была мама. Ужасно рассеянная!» Текст о маме, которая шла за продуктами, а покупала шляпки, и наоборот, когда шла за шляпкой, покупала продукты. Ее дети знали эту закономерность и ее использовали.

Не объясняя слова «рассеянная», просим учеников нарисовать пошагово, что происходит в сказке. Получается, что пошла за одним товаром, вернулась с другим. Спрашиваем: Как автор называет таких людей? Ищите слово в тексте. Если такая формулировка вызывает сложности, то спрашиваем: Какая мама? – рассеянная! – получаем ответ. Можно закрепить успех и попросить проиллюстрировать еще несколько слов категории состояния (приятная, скучная и проч.)