М.Г. Павловец о поэтических списках олимпиады "PROчитай!"


В третьем сезоне читательской онлайн-олимпиады "PROчитай!"   участники составили сразу два поэтических списка. Об их особенностях рассказал один из членов жюри, эксперт олимпиады Михаил Георгиевич Павловец.

Невозможно свести к общему знаменателю все те стихотворные тексты, которые были предложены участниками читательской олимпиады "PROчитай!" в рамках двух рубрик – «Актуальная поэзия» и «Наши поэты». Напомню, в первой рубрике надо было привести пример такой поэзии, которая была бы совершенно не похожа на стихотворения из учебника, например, как стихи Германа Лукомникова. А во второй – привести «примеры стихотворения, автор которого «прячется» под маской». Пожалуй, мы не будем оставлять за скобками нашего короткого разговора даже те варианты, авторы которых не прочли или не поняли формулировку задания – и просто стали проводить стихотворения, которые им страшно нравятся. Увы, никаких баллов выполнение это задания таким участникам не принесло – но надеюсь, оно принесло им удовольствие от повторного «PROчтения» хороших стихотворений. 

Немало было предложено текстов «самодеятельных» - то есть написанных самими авторами или их знакомыми, друзьями, родными (или все-таки ими самими – но «под маской» других людей). Желание поэта, не важно – начинающего или маститого, быть прочитанным вполне понятно и естественно, как понятно и естественно и желание прятаться «под маской» другого автора. В данном случае мы опять же – оценивали не качество этих текстов (а среди них попадалось немало талантливых), а их уместность, соответствие заданию. 

Рядом с этими стихотворениями я бы поставил также тексты так называемых «сетевых» или «массовых» поэтов: на самом деле, нормального названия у таких поэтов пока нет, зато есть имена, например Арчет (Андрей Кузнецов), АхАстахова, Аля Кудряшева и др. – профессиональное литературное сообщество их не признает (не печатает в «толстых» литературных журналах, не откликается критическими статьями и не исследует их поэтику), но количеством поклонников в сети эти поэты превзошли подавляющее большинство «серьезных» поэтов и даже зарабатывают своими стихами, находящими отклик в душе широкого, но, может быть, не искушенного пока читателя. Когда-то к этим поэтам причисляли и Веру Полозкову – но постепенно она доказала литературному сообществу, что поэзия может быть популярной, но при этом необязательно любительской, самодеятельной по своей форме. 

Следующая ступень – песенная поэзия (Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Юрий Визбор, Константин Кинчев, Игорь Тальков) и стихотворения поэтов-песенников (Илья Резник, Вероника Тушнова, Лариса Рубальская): песенная поэзия не предъявляет слишком высоких требований к стиху – слишком изощренный стих будет отвлекать от музыки и от исполнения (как, впрочем, и наоборот), но и здесь есть свои шедевры и свои гении, конечно. 

К песенной близка поэзия для детей и подростков (Дина Бурачевская, Григорий Остер, Андрей Усачев, Юрий Энтин) – ее, как и песенную, тоже нередко считают «прикладной», так как она ориентируется на определенного читателя, его возраст, интересы и вкусы (кто-то скажет даже – «подстраивается»), но у нее есть свой читатель, а за ней стоит своя правда и красота. 

- школьная программа (для рубрикии «Наши поэты» почему бы нет: Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Афанасий Фет) – увидеть эти произведения было неудивительно: считается, что «классическая» поэзия, которую прежде всего и изучают в школе, одновременно является и «народной», популярной (так как понятна широким массам и любима ими – это роднит ее с перечисленными выше группами поэтов), и высокохудожественной (и этим отличается от «массовой» поэзии, не всегда совершенной с точки зрения поэтического искусства). К ней примыкают и: 

- поэты серебряного века и выходцы их него (Александр Блок, Николай Гумилев, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Владислав Ходасевич и др.) – когда-то казавшиеся слишком сложными и не всегда понятными, эти поэты в большинстве своем тоже стали частью литературной «классики» – и «пошли в народ», даже попали в школьные программы; 

- популярные поэты прошлого, в том числе совсем недавнего (Каролина Павлова, Даниил Хармс, Николай Заболоцкий, Арсений Тарковский, Эдуард Асадов, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Иосиф Бродский, Владимир Уфлянд, Лев Лосев) – некоторые из них тоже попали в школьные программы, но и без этого имеют своих читателей и почитателей не только среди старшего поколения; 

- современная поэзия: тут просто хочется снять шляпу перед тесми, кто знает имена Ивана Ахметьева, Дмитрия Быкова, Дмитрия Воденникова, Павла Жагуна, Тимура Кибирова, Александра Левина, Алексея Цветкова. Это в основном те поэты, которые прокладывают новые пути в поэзии: следить за ними интересно, но не просто – как непросто быть не туристом, а настоящим путешественником, странствующим не по путевке «все включено». Ну и главное, благодаря им становится понятно, что русская поэзия – жива, не вырождается и не деградирует (как считают некоторые, не слишком далекие читатели).