Проектно-речевая деятельность



Новые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования предполагают формирование индивидуальных учебных планов, в которых должно быть обязательно предусмотрено самостоятельное выполнение учащимися индивидуального проекта. По замыслу разработчиков ФГОС, проектная деятельность должна охватывать всех без исключения учащихся, а не только одаренных и мотивированных. Кроме того, проектная деятельность играет важную роль в формировании и развитии универсальных учебных действий обучающихся. Таким образом, внедрение новых ФГОС требует пересмотра подходов к проектной деятельности в общем образовании, разработки и внедрения новых технологий ее организации, подготовки школ и учителей к этому далеко не обычномудля массовой школы виду образовательной деятельности. 

Одной из базовых составляющих проектной деятельности, без которой работа над проектом абсолютно нереализуема, является речевая деятельность, которая осуществляется в ходе работы над проектом, его защиты и презентации. Такую деятельность можно назвать проектно-речевой. Проектно-речевая деятельность включает в себя работу учащегося по выполнению проекта (наблюдение, эксперимент, сбор информации, создание продукта и т. д.) и обязательное его речевое оформление — как устное, так и письменное. 

Модель организации самостоятельной проектно-речевой деятельности учащихся, включающая условия и основные этапы развития этой деятельности, а также критерии ее оценивания, методические материалы для педагогов по организации внеурочной проектной деятельности описаны в статье Е.А. Асоновой, О.В. Сенеко «Организация проектно-речевой деятельности учащихся в общеобразовательной школе» (Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2017. № 1 (39). С. 78-88.)