Так что же такое классика?

Школьная программа основана на русской классике, у подростков, выходящих из стен школы,формируется какое-то представление о том, что они читали (или должны были прочесть) в течение 9 или 11 лет. Мы попросили 16-летних первокурсников колледжа (гуманитарная специальность) написать, что такое классическая литература, как они это понимают. Значительная часть подростков быстро загуглила Википедию и честно списала данное там определение. Поэтому самым популярным стал ответ: «Класси́ческая литерату́ра — корпус произведений, считающихся образцовыми для той или иной эпохи», имеющееся в Википедии продолжение статьи мало кто понял и использовал. Остальные ответы я сгруппировала и представляю на ваш суд. Нам очень хочется узнать ваше мнение о том, что дают уроки литературы в школе, если на выходе из 9 класса выпускники видят в русской классике много чего, но только не литературу.

Внимание! Орфография и пунктуация авторов сохранены!

Самыми популярными, и этому учат как школа, так и Википедия, стали ответы о том, что классическая литература – это нечто эталонное и общепризнанное в качестве несомненной ценности: «Классическая литература – это искусство и произведение художественной литературы. Которое является эталоном для своей эпохи и она никогда не выйдет из моды». (Про моду повторяется во многих анкетах); «Классику отличает признание. Не все классические произведения могут быть интересны каждому, но каждый вне зависимости от своих вкусов и предпочтений считается с ней»; «Очень важным для классики является всеобщественное признание», «Это произведения, которое было признано не только на родине, но и за границей. Признаком классической литературы является то, что несмотря на сколько произведение старое его так же будут продолжать читать по всему миру», «Это легендарные произведения прошлого, которые когда-то были популярны за свою красоту. Сейчас это наследие авторов и человечества в целом, потому что в каждом классическом произведении заложен глубокий смысл и иногда какие-нибудь поученья» и пр.

На втором месте по популярности, что легко можно было ожидать, стали ответы о вечной актуальности классики: «Литературная классика – это литература, которая актуальна во все времена», «Классика - это те произведения, в которых рассматриваются вопросы, актуальные в любом времени», «Это произведения, которые не устаревают в течение многих лет и даже веков» и пр. Повторяются клишированные фразы, словно мантры, ничего личного в них нет.

Далее следуют ответы о том, что классика – это классика, а не что-то иное: «Литературная классика – это произведения, с отличительными признаками, которые принято называть классикой», «Литературная классика – это классические произведения известных писателей. В классике нет фантастики и ужасов», «Классика - это классические произведения, выполненные в стиле классики, то есть старинные классические произведения, где нет фантастики, современности. Я отличаю такие произведения от обычных тем, что в простых произведениях есть капли современности, мистики и т.д., а в классических произведениях их нет», «Это произведения в которых отсутствует мистика, фантастика. Героями, которые, являются обычные люди вымышленные или реальные». Из анкеты в анкету сообщается, что классика – это классика, а вот фантастики (мистики, ужасов), то есть того, что интересно читать, в ней нет. Обычно ответ заканчивается словами: «Классику я не читаю».

На четвертом месте ответы о классической литературе, как об особом жанре – классическая литература: «Это жанр произведения. Признаки: содержание произведения, жанр произведения, эмоции», «Это художественное произведение, такой жанр. Признаки: 1. Слова (старые русские). 2. Жанр. 3. Не предсказуемость. 4. Добро и зло. 5. Монархизм», «Главное для жанра литературной классики – античность, следование ее образам, подражание ей. Классическое произведение основывается на разуме» (про античность – это из Википедии), «Это произведение, которое относится к определенному литературному виду, и его можно отличить по определенному жанру».

На пятом месте по числу упоминаний жанровое разнообразие классики: «Все произведения классики имеют четкое жанровое деление. В произведениях всегда соблюдаются 3 единства. Главное первенство в жизни отдается разуму. Изображаются события историй, античность для авторов классицизма – образец для подражания. Главная идея этих произведений – монорхизм. Нет, ничем она меня не привлекает», «По разным стилям написаны: романтизм, классицизм и др.», «Главное - век, то есть в определенный век появляются новые жанры классики, допустим 19 век. «Золотой век» классики, где были известны такие жанры как реализм, романтизм и т.д. и в этот период писатели и поэты: Пушкин, Лермонтов и т.д.» и пр.

«Я отличаю ее тем что классическая литература чаще всего бывает в форме: романа, повести».

На шестом месте представление, что классика – это то, что изучают в школе, она и сама чему-то учит: «Классика – то, что изучают в школе, она чему-то учит», «Литературная классика – это предмет достояния прошлого, то, что изучают в учебных учреждениях, то, о чем знают многие люди. Для школьников это прохождение литературы на уроках», «Это направление, используемое в литературе и в школе в целях воспитания окружающей среды» и пр.

На седьмом месте ответы о том, что это литература, написанная давно: «Это наиболее старые произведения. Написанные такими писателями как Пушкин, Лермонтов и т.д», «Лично я отличаю классическую литературу, смотря на год написания книги, ведь пока не очень много современных произведений, что стали классикой своего жанра или классикой в общем», «Это понятие классики складывалось в три последние античности», «В литературной классике есть свои писатели. Первым из писателей был Гомер. Он написал «Одиссея» и «Иллиада», «Это жанр литературы, в котором все старое» и пр.

Остальные типы ответов очень малочисленны, а есть и совсем единичные: «Я думаю, что литературная классика - это произведения, где добро побеждает зло», «Отличие классической литературы в том, что она обозначает определенную категорию писателей, которые считались служить достойным примером во владении словом и получения знаний» (Слово в слово в двух анкетах, кто-то у кого-то списал).

А вот о художественных достоинствах классической литературы, о том, что ее интересно читать, о личном у ней отношении, не написал практически никто, если не считать нескольких ответов такого типа: «Она несет за собой очень сильное влияние, она точно раскрывает все образы и показывает проблемы нравственные и общественные. Мое мнение совпадает с тем, что написано выше», «Это произведения, которые выражают глубокий смысл. Отличительным свойством является глубокий, краткий смысл, которого не так легко понять».

Так чему учит литература в школе? Тому, что классика вечно актуальна, написана давно, образцовая, ее проходят в школе и это не фантастика? Нужно ли для этого изучать ее столько лет?