Библиотека в школе


Школьная библиотека - место скучное. Мало кому интересное. Пыталась найти фотографии хороших библиотек на сайтах школ - не нашла: не становится это пространство презентационным для школы. А между тем, именно там частенько происходит самое важное и интересное в современном образовании. 


Исследовать библиотеки лаборатория социокультурных образовательных практик Московского городского педагогического университета начала в прошлом году: тогда, занимаясь описанием инфраструктуры чтения москвичей, мы констатировали особую роль школьных и университетских библиотек в формировании важнейших пользовательских читательских навыков. Простая, казалось бы, история про общение с библиотекарем о том, какую книжку хотелось бы почитать, возможность выбрать книгу самому на полке, опыт выполнения самостоятельной работы в читальном зале, навыки поиска информации в каталоге, на библиотечной выкладке, в электронной библиотеке оказывается очень важной для формирования читательской культуры и самостоятельности, навыков поведения в городской публичной или специальной библиотеке. 

Поэтому тема исследования этого года была определена так: надо изучать возможности школьных библиотек и проектировать модельные решения не только по их оформлению, но и функционалу. 

За основу была взята типология детских библиотек, которую я смогла уточнить и расширить до конкретных решений благодаря наблюдениям за реальной работой библиотек в школе. 

Наиболее распространенный образ библиотеки в учебном заведении - это библиотека-класс. Помню, что именно так восприняла в свое время пространство Царскосельского лицея, где комната для выполнения домашних заданий соседствовала с богатейшей библиотекой, которойлицеистам разрешалось пользоваться. Библиотека-класс - место, где проводят уроки или выполняют домашнее задание. Для такой библиотеки не надо «придумывать» особую задачу или специфическую библиотечную деятельность, потому что она априори часть образовательной среды школы. 

Библиотекарь в такой библиотеке - внимательный библиограф и ассистент учителя. Да, именно грамотный ассистент, потому что библиотечное пространство в таком случае используется в рамках учебных задач, определенных учителем. 

Не исключено, что библиотекарь и сам является таковым, но нам все равно важно подчеркнуть, что происходящее в библиотеке является частью учебного процесса. 

Из библиотек в московских школах, которые мне довелось посмотреть в рамках исследования, я бы выделила две, наиболее ярко иллюстрирующие такой подход. Это библиотека школы 1540 (площадка, где учатся 1 - 7 классы), в которой проводятся занятия английским (неформальные, подвижные), а также учителя ведут уроки чтения (свободное чтение и слушание). Основная идея библиотечной деятельности - отличаться от урока «за партами». И этот подход имеет свой положительный эффект - библиотека становится привычным местом для занятий, библиотекарь близким человеком, а книжки - привычными и родными. 



Совершенно иная концепция у библиотеки школы 1520 (Гимназия Капцовых). Это тоже учебное пространство, но с другой учебной задачей. В фойе школы около кабинета литературы и библиотеки создан библиотечный читальный зал с зелеными лампами, привычными для такого пространства столами и стульями. Здесь можно делать уроки, собраться вместе для обсуждения чего-то. В самой библиотеке достаточно богатая коллекция художественной литературы, которую пополняют учителя литературы и библиотекарь. Много современных произведений, адресованных детям и подросткам. 



Основная установка - на учебу и серьезное, вдумчивое чтение. Открытое библиотечное пространство транслирует образ, напоминающий читальный зал серьезной научной библиотеки, стараясь подчеркнуть в нем эстетику успешности, респектабельности, причастности к чему-то значимому.