Вести КнижЬей НоРы

27 апреля лаборатория социокультурных образовательных практик МГПУ пригласила всех желающих принять участие в фестивале «Книжья нора» и церемонии награждения по следам одноименной читательской онлайн-олимпиады. Победителям вручили заслуженные призы, а они в свою очередь проявили инициативу и наградили своих конкурентов своими любимыми книжками, чтобы было что обсудить в недалеком будущем с остроумными и приятными собеседниками.

Важнейшая особенность этого конкурса и фестиваля заключается отсутствии необходимости напоминать, что главное – не победа, а участие. Главным становится соучастие – выход в открытое дружественное пространство общения, возможность поделиться тем, что тебя заинтересовало сильнее всего, уверенность в том, что любовь к чтению – добровольный , самостоятельный и глубоко индивидуальный процесс приводит не к отшельничеству, а как раз к противоположному результату. Третий читательский фестиваль «Книжья нора» начался буквально с порога: ощущение, что двери педагогического университета могут быть открытыми для каждого, кто любит книги, хотя бы на один день, стирая барьеры между профессорами, студентами, учениками, учителями, детьми и родителями.

Сразу за порогом участников поджидало « Фотоателье», где при помощи всевозможных аксессуаров можно было перевоплотиться в какой-либо из литературных образов и сфотографироваться для соцсетей. Наверное, не возбранялось при желании остаться в образе до конца этого дня, но предпочтительнее оказалось, уловив настроение карнавала и сохранив его на память, все же остаться собой – любопытным читателем.
 На «Поэтической лестнице» можно было почитать стихи: собственного сочинения, свои любимые, предложенные организаторами или вытащенные наугад, вслух или про себя, публике или эху, как вам больше понравиться. 


Многие активности фестиваля были придуманы и проведены студентами колледжа "Измайлово". Можно было угадывать придуманные ими книжные загадки, создать под их чутким руководством портрет "Очень страшного существа" или  нетривиальную книжную иллюстрацию,  сыграть в "Книжку под подушкой"  и проч. Этому студенты научились на мастер-классах в прошлом году, а в этом проводят мастер- классы для всех желающих в соответствии со своей творческой фантазией. Это еще одна из приятных особенностей фестиваля.

Кроме того на фестивале  можно было принять участие в воркшопе на непонятном языке об очень популярной литературе. На мастер-классе Александры Никитиной «Сонеты Шекспира из всякого хлама» родилось множество визуальных инсталляций, многими с удивлением обнаружилось что одни и те же поэтические строчки могут порождать множество образов и миров, что одна отдельно взятая инсталляция может быть разносторонней не только с внешних точек зрения, но и изнутри, и даже, что в пылу спонтанного творчества можно выжимать мандариновый сок голыми руками для достижения желаемой цветовой гаммы и субстанции.
На мастер-классе Вадима Колбасина  « Прочти необычно» можно было убедиться на практике в том, что давно знакомые строчки, прочитанные с заданной неожиданной интонацией способны вызывать новые смыслы и настроения.
В рамках спонтанной конференции « Я читаю про себя» ( модератор Екатерина Асонова) всем желающим рассказать о своем читательском или исследовательском опыте в области чтения на три минуты предоставлялся свободный микрофон, причем, наиболее интересными, нетривиальными и уверенными оказались доклады именно юных читателей. Справедливости ради нужно отметить, что они тренировались отстаивать свою точку зрения в процессе олимпиады, но делали это совершенно самостоятельно.


Завершился фестиваль получасовым спектаклем Театральной студии «Феникс» « Я думал, ты мне приснился» по произведению Ульфа Старка « Умеешь ли ты свистеть, Йоханна»  (режиссеры Павел Когоут и Анна Филиппова). В интерпретации подростков и театральных педагогов опыт коллективного игрового прочтения текста, который, по мнению очень многих взрослых, рассказывает о боли одиночества, об экстремальности попыток его преодоления, о хрупкости и недолговечности обретаемой гармонии, оказался историей о безграничности и бесконечности общения, о том, что если у человека есть настоящие друзья, трудновообразимое легко осуществимо, а личные проблемы и беды превращаются в совместные таинственные приключения. Но если смотреть такой спектакль сообща и на равных, в нем сквозь смех и слезы, гармонично сосуществует и открывается то и другое.

                                                                                                                                    Татьяна Зимакова