Образы братьев и сестер «особых» героев: динамика развития

Образы братьев и сестер «особых» героев: динамика развития (культурологический и социо-психологический аспекты).

Модераторы Анна Годинер, Анна Грешных

Воскресенье, 15.12.2019


Какую роль в повествовании играют образы братьев и сестер «особого» героя, находящегося в центре? Каковы их функции — по замыслу автора и в восприятии современного читателя — внутри нарратива? Как именно «эволюционирует» образ брата / сестры главного героя, когда им является ребенок / подросток, помещенный автором в ситуацию неразрешимой для него проблемы (тяжелая болезнь, инвалидность), в детской литературе конца XIX – начала XXI веков?

Очевидно, что современные книги пытаются говорить с детьми о таких темах, как болезнь, боль, инвалидность и смерть с совершенно иных позиций, чем 50 и тем более 100-150 лет назад. Общий вектор динамики этих изменений можно обозначить как путь от констатации факта и паттерна «memento mori» к максимальной персонализации опыта страдания и сознательного личностного преодоления его. Это имеет неизбежное продолжение в трансформации «образов-спутников», сопровождающих главного героя на протяжении повествования. Каков характер этой трансформации, идентичен ли ее вектор только что обозначенному общему, нам предстоит выяснить.

Мы специально коснемся также основных изменений в общественном сознании и «культуре болезни», произошедших за последние полтора столетия в европейском, в том числе, русском культурном контексте, которые эксплицитно или имплицитно отражаются в текстах книг, попадающих в поле нашего интереса, и касаются образов сиблингов или транслируются через них.

Видеозаписи выступлений:
Анна Годинер. "Родители, больной ребенок, братья и сестры. Читательский взгляд"



    Юлия Кузнецова. "Братья, сёстры и чтение в семье"


    Ольга Вовк. "Одно стихотворение злости и одно стихотворение нежности от 7- летнего Била, брата не такой сестры ("Суперкніга пра Біла с Болаю (Біл разумны, а Бола вясёлая) Гуниллы Бергстрём – первая книга на белорусском языке, поднимающая тему особенного детства)"



    Мария Каширина.  "Дружба как братство в трилогии о Маулине Шмитт"


    Леонид Зиман. "Возможна ли инклюзии больных, ущербных детей и подростков без активного участия здоровых, обычных детей? (на примере произведений Екатерины Мурашовой "Завтра он не придет", Эдуарда Кочергина "Проволочные вожди" и некоторых других)"

    Виктория Королёва. " Проект «Тактильные книги»: опыт включения семей в создание книг для детей с особенностями зрения и последующие совместные чтения"


    Анна Грешных. "Образы братьев и сестер «особых» героев: динамика развития (культурологический и социо-психологический аспекты)"



    Другие секции конференции здесь