Гид по книге Джонатана Сафрана Фоера «Погода – это мы»

 

Издательство «Эксмо», серия Inspiria, 2021 г.

О чем?

Книга об изменениях климата и о том, что каждый человек в отдельности и все люди вместе могут сделать, чтобы в буквальном смысле слова спасти мир. Автор приводит научные факты и делится личными воспоминаниями, обращается к естественным чувствам читателей (включая инстинкт самосохранения) и покоряет своей неопровержимой и простой логикой. Да, необратимые изменения климата – популярная сегодня тема, однако, как убедительно демонстрирует автор, это не про далекую и размытую угрозу, это про наше настоящее и будущее.

Тематика коротко: изменения климата, спасение планеты, человек и природа, ответственность за будущее.

Кто?

Автор – американский писатель Джонатан Сафран Фоер. Переводчик – Мария Нуянзина.

Автор о своей книге: «…Это книга о погоде и, в частности, о том, как мы, люди, можем действовать в момент климатического кризиса, как реагировать на то, что происходит вокруг нас. Многим людям кажется, что изменение климата – это проблема, заниматься которой может только правительство, что отдельный человек не может как-то повлиять на нее <…>. Правда в том, что изменение климата – проблема более масштабная, чем любая другая, с которой мы когда-либо сталкивались. <…> Есть вещи, которые мы можем делать как индивидуумы, те, что помогут восстановить мир, а не способствовать его разрушению. Эта книга в первую очередь об одном действии, которое по сравнению с другими, которые мы совершаем в нашей повседневной жизни, имеет наибольшее значение, – потреблении пищи. Интересно вам или нет, пожалуйста, ознакомьтесь с моей книгой». (Источник - видеообращение Джонатана Сафрана Фоера

Что сказали? 

Из отзыва на livelib : «Пожалуй, это одна из тех книг, которая оставила после себя неизгладимые впечатления. Фоер невероятный мастер, которому удалось в своём тексте осветить очень многое: наш опыт как человечества, индивидуальный опыт отдельных людей; он пишет про историю — прошлого, настоящего, будущего, и задается вопросами, на которые не всегда легко ответить. "Погода — это мы" — о важности повседневных вещей, о том, как наши действия влияют на планету, о том, как избежать необратимых последствий. Она заставила меня переосмыслить многое» (подробнее здесь )

Почему стоит прочитать?

Автор не просто убедителен в своих призывах и трогателен в личных примерах из жизни своей семьи. Он предлагает взглянуть на привычную проблему под новым углом зрения.

Несколько цитат:

«Мотивация может порождать действие, но – что более примечательно – действие может порождать мотивацию».

«Изменить наши пищевые привычки проще, чем изменить мировую электроэнергетическую сеть или преодолеть влияние могущественных лоббистов, чтобы принять закон об углеродном налоге или ратифицировать важное международное соглашение о выбросах парниковых газов, но это так непросто».

«Изменение климата – это не пазл на журнальном столике, к которому можно вернуться, когда есть время и настроение. Это горящий дом».

«Мы не можем продолжать питаться так, как привыкли, при этом сохраняя в привычном виде нашу планету. Мы должны отказаться либо от некоторых пищевых привычек, либо от своей планеты. Да, так просто, да, так сложно. Где вы были, когда приняли свое решение?»

«Какое будущее вы бы предсказали цивилизации, которая бросает свой дом?» 

Какие вопросы можно обсудить/ какие задания выполнить в связи с прочитанным?

1. Проведите небольшое социокультурное исследование. Найдите информацию о неизвестных вам реалиях американской культуры, которые упоминаются в этом отрывке. Какие источники вы использовали? Какие факты, на ваш взгляд, наиболее интересны? Проведем параллель с российской культурой: какие факты отечественной культуры лучше всего знает и помнит любой российский школьник?

«2 марта 1955 года афроамериканка, севшая в автобус в Монтгомери, штат Алабама, отказалась уступить место белому пассажиру. Эту сцену с чувством разыграет любой американский школьник, который также умело воссоздаст сцену первого Дня благодарения (с пониманием смысла), станет кидать чайные пакетики с бумажного кораблика (с пониманием смысла) и, водрузив себе на голову бумажный цилиндр, прочитает по памяти Геттисбергскую речь (с пониманием смысла)».

2. О каких общепринятых в американской культуре нормах поведения говорит автор (часть 1, глава «Истерическое»)? Можем ли мы говорить об аналогичных/похожих/других нормах поведения в российской культуре?

3. Как вы понимаете следующий вывод автора: «Чтобы спасти планету, нам нужна противоположность селфи» (часть первая, глава «Палки»)?

4. Как автор обосновывает необходимость отказа от продуктов животного происхождения (или значительного сокращения их потребления)?

5. «Энвироника», «синий марбл», «резонерство», – что означают эти слова? Предложите более употребительные синонимы.

6. Что такое «эффект обзора»? В связи с чем автор пишет о нем?

Что еще?

Другие произведения на сходную тематику:

Научно-популярное: Д. Уоллес-Уэллс, «Необитаемая Земля. Жизнь после глобального потепления» (18+) (изменения климата, спасение планеты).

Художественные: С. Коллинз, «Голодные игры» (ответственность за будущее); Ж. Шарбонно, «Испытание» (ответственность за будущее, спасение планеты); С.М. Уилсон, «Игры безрассудных» (человек и природа).


 Автор гида  - Ксения Киктева, старший научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик ИСП МГПУ