Гид по книге Генри Дженкинса «Конвергентная культура. Столкновение старых и новых медиа»

Составитель - Ксения Киктева
Издательство «Группа Компаний ”РИПОЛ классик”», 2019 г.

О чем?


Книга о фанатских сообществах, объединяющих поклонников известных франшиз. О том, как зрители реалити-шоу проделывали серьезную логическую и технологическую работу, чтобы узнать хоть что-то об участниках предстоящих эпизодов. О том, как поклонники известных кинофраншиз буквально из кусочков соткали реальность… почти такую, какой ее задумывали создатели. Наконец, о том, как любители магического мира с помощью конкретных слаженных действий смогли повлиять на мир реальный. Что важно, книга представляет собой взгляд из прошлого: она была написана в 2006 году и во многом стала пророческой.


Тематика коротко: медиа, популярная культура, фанатские сообщества, коллективный интеллект.


Кто?

Автор – американский теоретик медиа и исследователь популярной культуры Генри Дженкинс. Переводчик – Андрей Гасилин.

Автор о своей книге: «Если свести всю книгу к основным элементам, то можно сказать, что она о взаимосвязи трех понятий: меадиаконвергенции, партиципаторной культуры и коллективного интеллекта. Под конвергенцией я понимаю движение контента через множество медиаплатформ, кооперацию между множеством медиаиндустрий и миграцию аудитории различных медиа, аудитории, которая пойдет куда угодно в поисках желаемых развлечений. Конвергенция – это слово, которое описывает технологические, индустриальные, культурные и социальные изменения, в зависимости от того, кто и что именно о них говорит» (пер. с англ., оригинал и полный текст по ссылке).


Что сказали?


Из отзыва на Livelib: «…Фанатство – это защитный механизм цивилизации. Потому что если б все эти люди направили свою энергию на что-то полезное, мы улетели бы в технологическую сингулярность со свистом. Ну, или сломали вселенную, тут как повезёт. Анализ фанатских сообществ, который провел Дженкинс, намекает, что так оно и есть. Людей, способных взламывать сайты телеканалов, добывать и анализировать снимки спутников и делать ещё много безумных вещей забесплатно, просто так, нужно срочно занять чем-то энергоёмким и бестолковым. Например, вычислениями, кто победит в «Последнем герое». <…> Положа руку на сердце: я бы советовал читать только основной текст исследования, безжалостно обрубая все вступления» (подробнее на livelib).


Почему стоит прочитать?


Это возможность узнать, как зарождались и как функционируют фанатские сообщества; проследить их историю и осознать, какие возможности они открывают перед своими участниками. Кроме этого, перед нами уникальный взгляд из прошлого, взгляд на популярную культуру и ее неразрывную связь с различными медиа. Интересно проследить за теми изменениями, которые произошли со времени написания книги. Иными словами, читатель может сам проанализировать, сбылись или не сбылись предсказания автора, а если сбылись, то как именно.



Несколько цитат:

«Согласно распространенному мнению, рано или поздно весь медиаконтент будет поступать в наши гостиные посредством одного единственного Черного Ящика (в мобильном варианте – посредством портативных Черных Ящиков, которые будут сопровождать нас повсюду».

«Чтобы играть в игру, вы должны сначала стать знатоком правил игры, или, точнее, вы должны разрешить знатокам правил мыслить за вас».

«Трансмедийная история разворачивается посредством множества медиаплатформ; каждый новый текст привносит особый и весьма значимый вклад в формирование целого. В идеальной форме трансмедийного сторителлинга каждый тип медиа реализует то, для чего он лучше всего приспособлен. Таким образом, история может быть изначально представлена в формате фильма, затем продолжена с помощью телесериала, художественной литературы и комиксов. Новый мир может быть исследован с помощью игры или пережит в форме захватывающего аттракциона».

«Культовому фильму не обязательно быть внутренне связанным: чем больше направлений он затрагивает, тем больше сообществ вовлекает, чем больше типов опыта реализует, тем лучше».

«Таким образом, говоря о новой медиапедагогике, мы не можем представлять ее как продолжение ситуации, когда взрослые чему-то учат детей. Скорее, это новое пространство, в котором дети учат друг друга и где взрослые тоже могут многому научиться, если откроют глаза».

Какие вопросы можно обсудить в связи с прочитанным?

  • Как автор трактует следующие понятия: «конвергенция», «неформальное образование», «фанатская культура», «интерактивность»?
  • Какие примеры «работы-через-игру» вы можете привести?
  • Какие из предсказаний автора относительно массовой культуры и использования технологий исполнились?
  • Если бы вы рассказывали историю в формате трансмедийного сторителлинга, то какие платформы вы бы использовали? О чем была бы ваша история, каков был бы ее жанр?
  • Какие современные фильмы (книги) вы бы назвали культовыми?
  • Участвуете ли вы в фанатских сообществах (например, сериалов, книг, аниме)? Что вам дает это участие?


Что еще?

Англоязычный сайт Генри Дженкинса 

Рецензии на книгу «Конвергентная культура. Столкновение старых и новых медиа»: Н.Б. Афанасов, «Генри Дженкинс и фанфик по теории медиа»; Д. Кульчицкая, «Как герой «Улицы Сезам» стал Усамой бен Ладеном»,

Один из самых известных сайтов фанатского творчества на разных языках: