Литературное путешествие по Италии


Лариса Широбокова, 
автор независимых 
образовательных проектов
 (Рим)

Образовательный проект для русско-итальянских билингвов 7-10 лет

«Литературное путешествие по Италии»


Чтение и путешествие. Что общего в этих словах? Казалось бы, разные виды деятельности, но как много общего! И чтение, и путешествие требуют больших временных и энергетических затрат, но сколько нового и прекрасного мы узнаем и познаём в процессе.

Сегодня, когда литература является частью социальных практик и социального чтения, есть потребность и возможность не только одновременной работы с художественным и нехудожественным текстом, но и соединения таких областей, как литературное краеведение, литературная география и литературный туризм.

Чаще всего люди путешествуют по миру, вооружившись путеводителем. Но гораздо интереснее использовать в качестве путеводителя художественные произведения.

Как сделать первое знакомство ребёнка со своей страной или с другими странами интересным и увлекательным? Представить страну в неожиданном ракурсе.

«Литературное путешествие по Италии» - проект, который выходит за рамки обычных справочных путеводителей.

В настоящее время не существует универсальной методики, позволяющей осуществлять литературно-географическо-страноведческий синтез. Проект «Литературное путешествие по Италии» соединяет в себе множество приёмов, выбор и комбинация которых позволит интересно, увлекательно представить Италию, а также любую другую страну на разных площадках и читательских событиях: гиды могут использовать материал на онлайн и офлайн экскурсий, учителя – на уроках географии и литературы, в русских школах выходного дня за рубежом, библиотекари и ведущие книжных клубов – в рамках читательских событий.

Как показывает опыт проведения литературно-туристических встреч с детьми, художественное произведение повышает привлекательность территории. У читателя возникает желание увидеть своими глазами те места, где жили персонажи и разворачивались события, описанные в увлекшем его произведении.

Многие дети изучают древнегреческие и древнеримские мифы без особого интереса. Такая интересная и увлекательная тема школьной программы порой остается непонятой и неизученной. Мифологические географические образы имеют своим прототипом реальные географические объекты. Когда мы работаем с детьми, важна передача индивидуального опыта, обогащающего общую картину. Индивидуальный опыт путешествий детей по Италии может дать жизнь текстам мифов. Например, можно странствовать вместе с Одиссеем по Средиземному морю и по югу Италии.

Проект «Литературное путешествие по Италии» состоит из трёх блоков.


 1. Книжно-туристический онлайн-клуб «Литературное путешествие по Италии» проводится в форме интерактивного путешествия по регионам Италии, и состоит из цикла лингвострановедческих презентаций и чтения книг. Художественные тексты делают знакомство с регионами Италии наглядным, доступным и, как следствие, хорошо запоминающимся. Литературные фрагменты выступают иллюстраторами географического контента
.Многоаспектное знакомство с Италией укрепляет у детей живой интерес не только к своей стране, но и к книгам. На встречах ребенок выбирает комфортную для себя позицию: становится активным участником, просто подаёт короткие реплики или слушает. Вокруг этих встреч создается читательская среда, которая поддерживает мотивацию к чтению.

Реализация программы книжных встреч требует использования современных интерактивных форм обучения. В будущем использование мультимедийных технологий в рамках книжного клуба будет возможно благодаря сайту «Италия с книгой».

2. «Италия с книгой» - мультимедийный сайт с игровыми методиками и компьютерными технологиями, которые помогут вовлечь детей в процесс виртуального знакомства с Италией. Дети могут «погулять» по Италии с персонажами разных книг, прочитать сказки, легенды. Благодаря материалам сайта семьи могут подготовиться к визиту Италии заранее. Красочные иллюстрации, интересные факты, игры сделают процесс познания Италии по-настоящему интересным. Почерпнутые знания будут полезны при изучении истории, географии и литературы в школе.

3. В печатной версии проект будет представлен на страницах путеводителя «Литературное путешествие по Италии». Когда говорим о детских путеводителях, очень важны общие визуально-полиграфические и структурно-содержательные особенности путеводителей. Сегодня большую роль в восприятии информации играют визуальные материалы: схемы, карты, рисунки, фотографии. Все направления маршрута должны сопровождаться аудиозаписями, видеозаписями, которые можно посмотреть, перейдя по ссылке или QR-коду. Важный показатель качества детских путеводителей – ребенок сам берет и читает.

Когда мы готовимся к совместным с детьми путешествиям, мы заранее стараемся создать моменты ожидания, приносящие радость будущего в настоящее время. А после поездки закрепляем воспоминания с помощью фотографий, видео. На всех этих этапах путешествия станет большим подспорьем для родителей проект «Литературное путешествие по Италии».