Страна Читалия

 Мачехина Ольга Николаевна, 
ГАОУ ВО МГПУ (Москва)

Международный конкурс медиапроектов в формате буктрейлера
«Страна Читалия»

Конкурс проводится с 2015 года, прошёл путь от городского до всероссийского и международного. За семь лет в конкурсе приняли участие более 5000 человек из 32 субъектов Российской Федерации и 19 зарубежных стран, создано более 2000 медиапроектов-буктрейлеров по 16 номинациям, среди которых каждый год есть номинация, посвященная актуальному направлению года, объявленному ЮНЕСКО и Правительством Российской Федерации. Например, в 2020 году такой номинацией стала номинация «Книги о Великой Победе», в 2021 году – книги Ф.М. Достоевского и посвящённые его творчеству, в прошлые годы это были книги о театре, книги о волонтёрстве, а в 2022 году ключевая номинация ‒ «Книги о народном искусстве и культурном наследии». Оценивание проводят более 50 независимых экспертов, представляющих различные организации культуры, образования, книжной и медиаиндустрии.

Медиапроект ‒ любой проект в сфере медиабизнеса, рекламы и информационных коммуникаций, медиаобразования, имеющий определенную цель и целевую аудиторию.

Буктрейлер ‒ видеоролик рекламного характера, рассказывающий в произвольной художественной форме о книге. Включает в себя самые яркие и узнаваемые моменты книги, визуализирует ее содержание. Цель таких роликов ‒ пропаганда чтения, привлечение внимания к книгам с помощью визуальных средств, распространение для массового использования наиболее удачных с рекламной точки зрения видеороликов.

Виды буктрейлеров:

Игровой буктрейлер ‒ ролик по книге, в котором участвуют живые актеры, не обязательно профессиональные, которые отыгрывают сцены из книги и т.п. При этом на экране могут появляться титры, объясняющие идею и сюжет.

Анимационный буктрейлер ‒ похож на игровой буктрейлер, но с использованием анимации (мультипликация: пластилин, куклы, собственные рисунки и т.п.).

Презентационные буктрейлеры сделаны на основе слайдов с цитатами, иллюстраций, книжных разворотов и тематических рисунков или фотографий, сопровождающихся голосом или музыкой.

Для всех участников доступна номинация «Сэлфи-дневник» – дополнение к основной конкурсной работе, видеоролик о том, как создавался буктрейлер. Эта уникальная методика рефлексивного самооценивания творческой деятельности, сэлфи-дневник ‒ «ролик о ролике», рассказ о том, как создавался буктрейлер, позволяет максимально реализовать рефлексивные навыки через использование современных визуально-аудиальных инструментов. Автор методики – Елена Севостьянова.

Цель конкурса – выявление достижений участников конкурса в области осмысления прочитанных книг и их готовности представить основное содержание прочитанного для привлечения к нему внимания других людей, расширения читательской аудитории и установления продуктивного взаимодействия.

Задачи конкурса:

  • Создание привлекательного для современной молодёжи имиджа книги и чтения.
  • Создание новых информационных ресурсов для продвижения книги и чтения на всех уровнях школьного образования, среднего специального и высшего профессионального образования, для системы дополнительного образования детей и взрослых.
  • Создание новых методических и дидактических ресурсов для развития устной речи участников.
  • Поддержка творческих форм приобщения к чтению.
  •  Развитие конструктивных детско-взрослых и семейных взаимоотношений.
  • Моделирование ситуаций социальной успешности для людей с ОВЗ, без возрастных и территориальных ограничений.


Вопрос: Кто может стать субъектами культурно-образовательного событийного пространства развития читательской компетентности, не ограниченного возрастными, временными и территориальными рамками?


Приглашаем Вас 27 февраля  обсудить этот и другие вопросы, связанные с чтением,   в рамках Международной конференции "Детская литература как событие" (подробнее)