Вкусные уроки литературы

Бирюкова Юлия Юрьевна, 
учитель, Средняя общеобразовательная школа №105 г. Челябинска 
(Челябинск)

Вкусные уроки литературы. ПРО чтение классических произведений


Многие считают, что произведения школьной программы устарели, они непонятны современному поколению, поэтому уже давно стоит пересмотреть список книг для обязательного прочтения. А что если попытаться по-другому рассказать об этих произведениях?.. Предложить учащимся другие дороги, которые приведут их к прочтению и пониманию классических произведений.

Представьте урок, на котором можно поесть – да, попробовать вареники, пироги, желе, компот или другие кушанья, о которых говорится у Гоголя. Ученики могут объединиться в группы, выбрать блюдо из его произведений, самостоятельно приготовить его, а на уроке рассказать о том, кто из героев Гоголя его любил. Получается урок в духе самого Гоголя, потому что он очень любил поесть и называл рестораны «храмами еды».
Или провести урок литературы в лесу. Под поблекшими соснами и позолоченной листвой берез особенно остро чувствуется «пышное природы увяданье».

Наверное, сегодня учителю и родителю нужно находить неожиданные ходы для того, чтобы привести ученика или своего ребенка в мир литературы.


Мне кажется, что одним из таких ходов может быть живое, интересное знакомство с личностью автора. Знакомство, которое поставит под сомнения хрестоматийные сведения о писателе. Например, опровержение мифов о Пушкине. Существует миф о том, что Наталья Николаевна Гончарова не любила своего мужа (тем не менее писала ему нежнейшие письма, помогала публиковать произведения, даже доставала бумагу для издания рукописей). Или о том, что няня Пушкина была его единственным другом в семье жестокой матери (а как же Никита Козлов и бабушка, в комнате которой он прятался от уроков?) Сегодня появляется много новых материалов о писателях: книги, документальные фильмы, лекции современных ученых и литературоведов, современные экранизации – все это помогает по-новому прочитать биографию писателя, а значит, и его произведения.

Удивить и заинтересовать учащихся может неожиданное столкновение современных текстов с классическими произведениями. Проведение параллелей, осмысление и обсуждение общих (вечных) тем в современных и классических произведениях. Например, можно сравнить женские образы из пьес Островского, романа «Обломов» с героинями монолога М.Жванецкого «Куда исчезают женщины» или Ю.Левитанского «Рассказ о елке». Сравнить конфликт между героями романа «Обломов» и стихотворение Юлия Кима «Давайте негромко, давайте в полголоса», тему рассказа И.С.Тургенева «Муму» и песню Алексея Кортнева «Зачем Герасим утопил Муму». А после изучения философской лирики и темы любви в произведениях XIX века интересно обратиться к новеллам Леонида Енгибарова (для многих станет открытием личность и творчество этого «грустного клоуна»).

А что если в конце изучения темы не задавать сочинение, а попросить учащихся создать свое произведение о художественном мире писателя, произведение, которое отразит отношение учеников к творчеству этого писателя? Пусть это будет коллаж с использованием любых материалов, но обязательно с цитатами из произведения. Во время подготовки ребята обязательно перечитают тексты, выберут то, что их зацепило, используют рисунки, аппликации. Так возникнет новый текст 3D, состоящий из ассоциаций и прочувствованного отношения к этому писателю или поэту. Например, «Мой Лермонтов», «Мир Лермонтова». Открытием и для учителя, и для учеников станут работы в жанре комикса, заметок в инстаграм, литературные лабиринты.

Такие творческие задания часто приводят к открытиям. Например, анализируя художественные детали в пьесах А.Островского, ребята называют и берег Волги, и овраг, и монету, и птицу, и пистолет, и даже Париж. Из этого получаются интересные обсуждения и, главное, происходит работа с текстом.

И, наверное, учитель литературы может себе позволить принести на урок книжку не по школьной программе. Такие тексты можно включать в список чтения летом или попросить детей прочитать их в каникулы. И поговорить об этом произведении совсем не по-школьному. Например, можно предложить ребятам ответить на вопросы или продолжить фразы:

Мне понравилось, что…

Меня удивило, что…

Меня рассмешило, что…

Мне было страшно, что…

Я сомневаюсь, что…

Мне показалось странным, что…

Можно оформить ответы в виде рисунков или схем.

























Как же все-таки важно и интересно растить читателя и расти вместе с читателями!


Вопрос: считаете ли Вы, что новые формы работы с художественными текстами могут вернуть современных школьников к классическим произведениям?


Приглашаем Вас 27 февраля  обсудить эти и другие вопросы, связанные с чтением,   в рамках Международной конференции "Детская литература как событие" (подробнее)