Мультиграмотность как способ расширения диапазона читательского восприятия

Казакова Ольга Андреевна,
Институт педагогики СПбГУ (Санкт-Петербург)

Мультиграмотность как способ расширения диапазона читательского восприятия 

В процессе изучения чтения и письма началась трансформация понятия «грамотность». Возникли информационная, функциональная, коммуникативная, традиционная и другие виды грамотности, а также мультиграмотность (от англ. “multiple literacies”). Под данным термином понимается интегративная личностная характеристика, благодаря которой ученик успешно осваивает опыт полимодальной коммуникации и формирует способность совмещать в процессе познания несколько способов освоения мира, используя потенциал вербальных и невербальных средств взаимодействия с информацией. Читательское восприятие, процесс интериоризации в этом контексте является актуальным направлением исследований.

На теоретическом этапе исследования мультиграмотности у нас возникла идея создания онлайн-курса для школьников. Основой построения онлайн-курса «Мультиграмотность: пазлы смысла», размещенного на цифровой образовательной платформе «Школа на ладони», стала совокупность идей, появившихся у исследователей разных стран независимо друг от друга. В 1996 г., в первом исследовании, посвященном мультиграмотности, авторы выделили пять ее составляющих: лингвистическую, аудиальную, пространственную, жестикуляционную, тактильную, визуальную. В коллективной монографии «Педагогика текста: опыт семиотического решения» (2013) проведен системный анализ возможностей семиотического подхода для приобщения к чтению самых разных учащихся. Семиотический подход выражается в идее использования разных модальностей текста, выстроенных на основании теории множественного интеллекта Г. Гарднера.

Целевая аудитория курса – учащиеся 7–9 классов. Курс предполагал решение следующих задач: объяснить, что значит быть грамотным в XXI в., помочь в определении наилучших способов изучения содержания информации и передачи его разными способами, познакомить с интересными текстами для создания оригинального читательского отклика.

Данный ресурс разделен на теоретическую и практическую части. В теоретической представлено описание мультиграмотности, раскрывается связь между типами интеллекта и модальностями текста, предлагаются несложные упражнения. После знакомства с каждой из девяти модальностей текста («вербальной», «математической», «визуальной», «акустической», «тактильной», «исследовательской», «внутриличностной», «коммуникативной», «экзистенциальной») ученикам предлагается собрать свой собственный «пазл». На выбор представлены шесть отрывков: из художественных произведений А. и Б. Стругацких и из современных научно-популярных источников, рассчитанных на данную возрастную группу. «Пазл» текста представляет собой отклик на выбранный отрывок, представленный в разных модальностях. При выполнении задания необходимо отразить смысл и содержание текста, использовать не менее пяти форматов для отклика, представленные приемы должны соответствовать описанию соответствующей модальности, соблюдать нормы синтаксиса и грамматики литературного языка, продемонстрировать культура авторства (на картинки, музыку, аудиофайлы, видеоролики есть ссылки).

Научная и методическая новизна разработки заключается в целостном подходе к решению проблем интериоризации текста посредством полимодальной рефлексии на основе теории множественного интеллекта. Предложенный инструментарий может быть использован в работе с художественными произведениями и научно-популярными публикациями, так как позволяет учитывать многообразие когнитивных стилей современных читателей.

Вопрос: Продуктивно ли будет применение предложенного инструментария при освоении школьной программы?



Приглашаем Вас 27 февраля  обсудить этот и другие вопросы, связанные с чтением,   в рамках Международной конференции "Детская литература как событие" (подробнее)