Ретротехнологии и театральные практики в популяризации чтения

 Казакова Светлана Олеговна, 
Российская государственная библиотека для молодёжи
(Москва)

Ретротехнологии и театральные практики в популяризации чтения среди дошкольников

Меня зовут Казакова Светлана Олеговна, я педагог, культуролог, сотрудник РГБМ, работаю в зале художественной литературы и искусства, с 2017 года заведую Детской комнатой, отвечаю за «детский сектор» в нашей молодежной библиотеке, веду клуб «Чудеса сказочных историй» (для детей 3-6 лет), провожу экскурсии и дни рожденья, ставлю спектакли. Особенностью моей работы с детьми в стенах нашей библиотеки является то, что занятия с детьми – не профиль РГБМ, но довольно значимая деятельность, пользующаяся большой популярностью у посетителей. Дети приходят в библиотеку не только на занятия в Детской комнате, но и чтобы весело и интересно провести время и взять книги на дом. Удивительно, но именно сами дети просят родителей завести читательский билет (дети не могут на себя взять книги, нужен взрослый читатель). Дети хотят читать, их никто не заставляет. В результате детская комната в РГБМ стала местом притяжения аудитории дошкольников ˗ будущей молодежи. Но так было не всегда.

Дело в том, что, когда я вышла из декрета в 2017 году, наш директор, Ирина Борисовна Михнова, попросила меня как-то «оживить» нашу Детскую комнату (с точки зрения дизайна и наполнения фонда все было хорошо, но не хватало собственно событий), сделать ее местом, куда «новые взрослые», молодые люди, добровольно и с удовольствием приводят своих детей. В залах библиотеки стояла на полках ретротехника: диапроеткор, проигрыватель грампластинок ˗ необходимо было придумать способ, как демонстрировать ее читателям. И я, в свою очередь, предложила вести занятия с детьми по русским сказкам, используя социо-игровые методики и театрализованные формы работы. Решили соединить всё это в одном занятии: демонстрацию диафильмов, развивающие занятия – и использовать особенности самого помещения. Детская комната небольшая, но уютная: яркие стены, окна от пола до потолка, и родители видят, что делают дети. В Детской комнате открытые полки: яркие корешки новых книг с хорошими иллюстрациями, минимальное количество игрушек, легко трансформирующиеся столы, стулья – все это способствовало созданию уютной среды для игры и творчества.

На занятии «Чудеса сказочных историй» я показывала диафильмы не только по сказкам, советским мультикам, но и обучающие диафильмы для младшей и средней школы по истории, химии, физики, географии, биологии, астрономии. Мне пришлось искать способы адаптации школьного материала под нужды аудитории Детской комнаты (в основном это ребята от 3-6/7 лет).

Демонстрация диафильмов действительно вызвала интерес и у детей, и у родителей. Ретротехника (диапроектор в первую очередь) стала неким манком, маркетинговым ходом. Родителям и детям иногда было все равно, что я показываю (сказка, эпос, учебный фильм), главное, как, то есть с помощью чего. Я показывала, как устроен диапроектор, что такое пленка, зачем нужен белый экран, играла, читала детям. Но этого явно не хватало. На одной технологической экзотике долго держать внимание аудитории невозможно.

Постоянно увеличивающаяся аудитория клуба «Чудеса сказочных историй» в Детском комнате нашей библиотеки появилась только тогда, когда я добавила в свои занятия методы театральной педагогики (разного рода этюды; разбор характеров персонажей –

«застольный период работы с пьесой» и проч., работа с речью) и классические формы работы с дошкольниками – лепка, рисование, физминутки.

В своей работе я также использовала свой опыт работы с детьми в школе, летних лагерях и культурных центрах. И везде я подавала материал через игру, совместное с детьми творчество и поиск решения проблемы – она же была темой занятия (например, изучаем «Джельсамино в стране лжецов», перед детьми ставится задача объяснить, показать, что такое ложь, зачем она нужна или не нужна людям).

К неформальным подходам в работе с детьми я пришла при подготовке диплома. В 2011 под руководством А.С. Дежурова в Институте журналистики и литературного творчества я представляла проект на тему «Карнавальная природа кукольного шута Петрушки» и увлеклась темой живой импровизацией, иносказательности, дионисийского начала, перевертыша в фольклорном театре. Особо мне импонировала простота и, одновременно с этим, глубина художественного образа кукольного шута Петрушки. А главное то, с помощью чего простой шут удерживал и заинтересовывал зрителей. Театр Петрушки не мог существовать без активного сотворчества со зрителями, Петрушка всегда находился в контексте современной повестки дня, говоря современным языком, хотя разыгрывал перед зрителями всегда одну и ту же абсурдную комедию положений. В общем, изучение образа Петрушки помогло мне в поисках яркой, но, в тоже время доступной и глубокой формы подачи материала. Так я пришла к театральной педагогике, в которой увидела петрушечное начало.

В 2013 году я выступила на 1-й Всероссийской конференции школьной театральной педагогики памяти Л.А.Сулержицкого. В основе моего доклада лежал анализ методов педагогической работы со студентами А.С. Дежурова, активно использующего игровые, поисково-исследовательские, театрализованные приемы подачи материала. В 2019 году я вступила в Учительский клуб Ольги Андрейкиной при РАМТ, где узнала, как работает этюдный метод. На курсах по театральной педагогике Лаборатории социокультурных образовательных практик ГАОУ ВО МПГУ меня заинтересовали упражнения с музейными предметами на уроке. Все это значительно обогатило мой педагогический инструментарий.

Cвои занятия клуба «Чудеса сказочных историй» я построила следующим образом. Длительность занятия – 1 час 50 минут (в зависимости от возраста детей и темы занятия). 5 минут – общение с детьми; 5 – постановка проблемы занятия ˗ введение в тему; 10 – показ диафильма; 10 – игра и обсуждение; 5 – продолжение диафильма; 10 – игра, с большой долей импровизации самих детей; 5–10 – обсуждение и выход на главное Событие на занятии. Далее продолжении игры, но без участия педагога.

Занятия клуба проходили в жестких условиях – не больше 10 человек, возраст до 7 лет. Большей частью дети приходили одни и те же, но часто бывало 2–3 новых ребенка, которым приходилось дополнительно объяснять, как строятся наши занятия, адаптировать. В зависимости от темы занятия (выбранного мною диафильма) и состава группы, дети лепили, рисовали, ставили этюды, писали продолжение сказки, рассказа, истории, по мотивам которых мы смотрели диафильм. Я всегда старалась показать детям современность и актуальность того, о чем мы с ними говорим, что смотрим, что делаем.

Мне часто приходилось менять сценарий занятия прямо на ходу, в зависимости от настроя детей. Бывали дни, когда дети не хотели активно участвовать на занятии, но готовы были слушать, смотреть и выполнять стандартные задания. Есть дети, которым откровенно лень

добывать знания. Даже вместе с педагогом. И они хотят получить готовое решение. В любом случая клуб «Чудеса сказочных историй» оказался успешным проектом по популяризации чтения, дети активно брали книги и подробнее изучали то, о чем мы говорили на занятии.

Вопрос: Какие нестандартные подходы для привлечения детей к чтению применяете вы?


Приглашаем Вас 27 февраля  обсудить этот и другие вопросы, связанные с чтением,   в рамках Международной конференции "Детская литература как событие" (подробнее)