Театр в картине мира читателя

В 2022-23 учебном году одна из «нор» в международной читательской онлайн-олимпиады «Книжья нора», которую проводит ЛСКОП НИИ УГО МГПУ, называлась «Почтенный гражданин кулис». «Нора» содержала следующее задание:

Все мы знаем, что есть такие книги, где описаны эпизоды в театре. Ну, например, «Евгений Онегин». Помните?

Все хлопает. Онегин входит,
Идёт меж кресел по ногам,
Двойной лорнет, скосясь, наводит
На ложи незнакомых дам…

В этой норе мы предлагаем Вам собрать книги, в которых есть такие эпизоды. Укажите имя автора и название книги. Расскажите, как возникает театр в книге? Каким он там предстаёт?

Если это возможно, укажите главы, в которых описывается театр.



Всего в «норе» было зарегистрировано 76 участников, но активно выдвигающих идеи гораздо меньше. Было сформулировано 39 предложений. И некоторые из авторов выдвигали по 2 или три идеи. Так что можно сказать, что активных участников было менее 30 человек. Среди них как подростки, так и взрослые. Остальные читали, писали комментарии, вступали в диалоги с авторами и друг с другом. Это уже говорит о том, что театр не является приоритетной сферой интересов наших участников, но они не против пообщаться и на эту тему.

Это ещё в большей степени подтверждается тем, что из названных произведений только 2 драматических. И то одно из них, «Неудачный спектакль» Даниила Хармса, занимающий пол странички текста, нельзя назвать драмой в полном смысле слова. А второе произведение более чем хрестоматийно – «Гамлет» Шекспира. При этом, указывая на него, автор не даёт себе труда назвать номер действия и сцены, где театр появляется (в задании – главы, но в драме иное деление). Он выполняет задание вскользь, по памяти, и упоминает, что, кажется, такое есть ещё у Григория Горина в «Доме, который построил Свифт». Проверить, уточнить, дать удобные для работы сноски ему не досуг. Читатели очень мало знакомы с таким расхожим приёмом как «театр в театре». Не вспоминают о нём даже в связи с такими хрестоматийными примерами как «Чайка» Чехова. Хотя рассказы Чехова рассматривают. Никто не вспоминает и, казалось бы, такого довольно хорошо знакомого автора как А. Н. Островский. В «Грозе», которую изучают в школьной программе театра в театре нет, а «Лес», «Таланты и поклонники» и прочее остаются вне зоны актуального для наших участников. Тем более не заходит речь о зарубежной драматургии.

Наибольший интерес у наших участников вызывают прозаические произведения. С ними связаны 33 предложения. И совсем немногие интересуются поэзией – всего 4 человека. Причём один из них на самом деле вспоминает о стихотворении Пастернака «Гул затих» только в связи с романом «Доктор Живаго» и описывает в своей аннотации именно роман, а не это стихотворение. Правда, он находит в романе художественное оправдание темы театра: «Словно зритель театра Юрий Живаго смотрит на свою жизнь со стороны». Очевидно, что этот комментарий не является исчерпывающим, но угол зрения найден.

Большинство наших участников лучше представляют себе отечественную литературу – 28 идей, и почти в три раза хуже зарубежную – 11 идей. Интересно, что большая часть произведений – рубеж XIX-XX веков. XIX век – 10 произведений, и только одно из них относится к первой половине века. XX век – 18 произведений, и 14 из них относятся к первой половине века. Из произведений до XIX века только один уже названный нами «Гамлет», и 9 произведений 21 века, среди которых абсолютный чемпион – Нина Дашевская – 4 идеи.

Здесь снова становится очевидным, что театр как таковой мало занимает наших читателей. Среди книг специфически «театральных» названы только «Призрак оперы» Г. Леру, видимо, ставший популярным благодаря мюзиклу Вебера, а также два произведения М. А. Булгакова: «Театральный роман» и «Мольер». Вторая книга, конечно, сугубо специфическая. Но, думаю, верно будет предположить, что и здесь наблюдается, скорее, интерес к автору, чем к теме. Названа также книга Э. Фербер «Плавучий театр», которая судя по описанию идеи, привлекла автора более всего насыщенным психологизмом. Среди названных книг нет таких очевидно «театральных» произведений как «Театр» С. Моэма или «Капитан Фракас» Т. Готье. Нет детектива «Весь мир театр», казалось бы, столь популярного Бориса Акунина. Ну, а о менее очевидных произведениях говорить не приходится.

Интересно, что среди названных произведений большинство относится к «взрослой» литературе – 25 предложений, и только 14 к детской и подростковой. И вот здесь специфически театральных текстов довольно много: «Золотой ключик» А. Толстого, «Опасное лето» Т. Янсон, «Тео – театральный капитан» Н. Дашевской, С. Могилевская «Крепостные королевы», И. Лиепе «Театральные сказки». С некоторой натяжкой можно отнести сюда и книгу Мари-Од Мюрай "Мисс Черити". То есть 6 из 14-ти упомянутых детских книг не просто обращаются к теме театра «по касательной», а ставят его в центр сюжетной линии. Однако, судя по текстам аннотаций, предложенных нашими читателями, и в этих случаях их занимает не столько сам театр, сколько другие факторы: приключенческая или комедийная составляющая, то как описывается становление личности героя, игровой язык.

Театр как феномен, театр как стихия, как ни странно, видимо, больше привлекает тех читателей, которые встречаются с ним в произведениях, написанных о другом, достаточно случайно. Читатели запоминают красочные, энергетически наполненные сцены, но почти не могут проанализировать, какое место они занимают в структуре повествования. Поэтому выполняя задание норы «Почтенный гражданин кулис», они предпочитают не размышлять о произведении, а просто привести полностью ярко запомнившийся фрагмент. В этих работах мы можем прочитать большие фрагменты из самых разных произведений: «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова, из «Анны Карениной» Л. Н. Толстого, «Моих воспоминаний» А. Н. Бенуа, «Дамы с собачкой» А. П. Чехова, «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова, «Трёх любовей» А. Кронина, «Паддингтона в театре» М. Бонд и других. А если речь идёт о стихах, то они просто приводятся целиком без комментариев.

Очень немногие авторы поясняют, как и почему театр появляется в книге и каким он предстаёт. Нельзя, к сожалению, сказать, что среди этих комментариев много личностных открытий. Часто в этих текстах слышатся отголоски информации, усвоенной из школьных уроков и вузовских курсов:

  • О «Войне и мире»: «Театр для одних - развлечение, для других - страсть, ну а для очень многих третьих - место, где удобно себя показать и на других посмотреть, то есть поход в театр - это выход "в люди", в свет».
  • «Театр ассоциируется у Неррасова с местом притворства и наносного высокомерия. Ему неприятно сидеть рядом с генералами и сенаторами, чьи чины и награды он описывает с огромной иронией. Некрасов высмеивает безумную погоню за богатством и статусом, положением в обществе, характерную присутствующим в театре людям».
  • «В "Душечке" Чехова театр становится для героини своего рода заполнителем пустоты в собственной жизни и душе».

Но если прочитанной книге повезло не попасть в школьную программу, то иногда появляются и достаточно точные личностные наблюдения и суждения:

  • «Линор Горалик показывает театр таким неприятным, поскольку ей дорога мысль о том, что любая инициатива, какой бы "культурной" она ни была, хороша лишь тогда, когда идет изнутри и не навязывает тебе ненужных ценностей». («Все, способные дышать дыхание»).
  •  «Театр к концу повести становится просто одним из мест, где работают люди, - не хуже и не лучше других. Отличается он от других мест, где работают родители подростков, лишь тем, что нынешняя экзистенциальная ситуация проявляется здесь более заметно, чем, скажем, в обычном офисе». (Нина Дашевская «Поиск звука. Творогов».)
  •  «Театр в этой книге становится символом живой жизни - месту, где герой находит себя». (Г. Шмидт «Битвы по средам»).
  • ·«Театр здесь - модель взрослой жизни, обычная работа для не очень обычных (или, попросту говоря, несколько странных) людей. После 1968 г. высказывать свое мнение в Чехии (Чехословакии) стало небезопасно, если оно не соответствовало официальной идеологии. Но актеры - люди свободные». (И. Даускова "Будь Жегорд")

Обращаясь к вопросам и обсуждениям, которые разворачивались в комментариях, мы также обращаем внимание на то, что мало кого из читателей интересовал театр как таковой, но предметом интереса становились некоторые другие аспекты текстов. Приведённые фрагменты и описания, особенно, когда это касалось не школьной и более всего современной литературы, привлекали внимание комментаторов, которые стремились узнать о книге ещё что-то, что укрепит их в решении, стоит или не стоит читать предложенную книгу. И вот это формирующееся стремление прочитать новое для себя произведение, наверное, и есть главная ценность всей олимпиады «Книжья нора», а не только специфически театральных нор. Хорошо, если бонусом среди формирующегося списка чтения, окажутся и книги про театр, потому что театральная культура у наших книжных читателей, как мы видим из года в год, не слишком развита. Другие наши исследования показывают, что путь от театра к литературе у театрального зрителя и театрального студийца, особенно если мы говорим о подростках и юношестве, при правильном сопровождении прокладывается довольно эффективно. Обратный путь только ещё предстоит найти. И кажется важным для полноты получаемых человеком впечатлений, чтобы, входя в культуру, он мог самостоятельно свободно общаться с различными видами искусства и улавливать между ними эмоциональные и смысловые связи.