«Читатель в городе»

Городской ландшафт − естественная среда обитания человека читающего, нуждающегося в текстах разной природы: художественных, деловых, научных; графических, символьных и синтетических; линейных и нелинейных. Чтение, распознавание знаков, несущих в себе информацию, − деятельность городская, ибо город − сам по себе текст, рукотворный и наполненный образами. Конечно, можно говорить и о чтении природного «текста»: рисунка следов, созвездий и т.п., но город гораздо ближе к текстам словесным, так как его стены, улицы и дома − носители того, что привычно называют литературой.


"Читатель в городе" − собрание исследований и размышлений о сложном и очень разнообразном феномене городского чтения, включающее в себя работы филологов, психологов, литературных обозревателей, библиотекарей, педагогов, тьюторов и сотрудников музеев, экскурсоводов, краеведов и урбанистов. Идея создания сборника родилась на форуме социокультурных образовательных практик (СКОП-форум 2016), который прошел в декабре 2016 года в Московском городском педагогическом университете и собрал на одной площадке наиболее востребованные образовательные и просветительские проекты, объединенные идеей использования социокультурного проостранства города. Статьи Е. Коробковой, А. Рапопорт, М. Буланова, Е. Романичевой, Е. Соловей, Т. Рудишиной, Е. Асоновой, О. Сененко, П. Гнилорыбова, И. Гришиной, О. Чурсиной, Е. Ивановой, Н. Поповой − это публикации материалов, представленных на форуме или появившиеся в связи с выступлениями на нем. В книгу также вошли несколько стенограмм дискуссий форума. Литературная тема сборника состоялась при участии другого проекта Московского городского педагогического университета − научно-практического семинара «Детские книги в круге чтения взрослых». Статьи его участников: О. Бухиной, А. Годинер, Н. Медведь, А. Ганиной, Е. Страховой, О. Титаевой, А. Якшиной − были дополнены близкими по теме материалами А. Лобока, И. Воронцовой, А. Россинской, сотрудников лаборатории социокультурных образовательных практик Института системных проектов, которая является инициатором и организатором названных выше проектов.
 
Содержание сборника:

Раздел I. Город на страницах детской литературы 

Открывает сборник книжная тема. Представляем четыре разных взгляда на то, каким может быть образ города в детской литературе. 

Городской текст детской литературы Асонова Е.А.

Краеведческие книги детям. Обзор изданий последнего десятилетия Рудишина Т.В.
Город как герой и как читатель: Нью-Йорк и (детская) литература Бухина О.Б.
Инклюзивный калейдоскоп (читательские заметки) Годинер А.В.

Раздел II. Городское пространство и «его» текст

Второй раздел вводит городскую тему − он объединил описания проектов (образовательных и краеведческих), когда город становится книгой, которую пишут его обитатели.

«Бумажная» память: опыт создания недолговечных мемориальных
табличек в пространстве Москвы Гнилорыбов П.А.

Путевые задания – на ваш выбор! Соловей Е.М.
«Вихри истории, прошедшие через сердце человеческое» (занятие в Школьном музее) Иванова Е.К.

Раздел III. Когда профессионалы «читают» город

Эта глава состоит из статей методического характера, в которых представлен опыт педагогов Санкт-Петербурга и Москвы, которые решили выйти из школьных кабинетов и перенести образовательный процесс в музейные залы, библиотеки и парки, на улицы города.

Литературные проекты открытого типа: от литературного текста – к тексту культуры Коробкова Е.Н., Рапопорт А.Д.
Москва как открытая образовательная среда Буланов М.В.

«Город как учебник», или как уникальное сделать универсальным Асонова Е.А., Россинская А.Н.
Раздел IV. Горожане читают
Город − это его жители, очень разные и имеющие разные взгляды на чтение. В этом разделе сборника собраны материалы об отношении к чтению.

Формирование внутренней мотивации к чтению: как зажечь в ребенке читательскую страсть? Лобок А.М.

Родительская цензура детского чтения Страхова Е.С.

Читательские практики современных родителей (онлайн исследование) Медведь Н.А
Что читают современные подростки (этические проблемы в книгах для детей и подростков) Ганина А.П.

Раздел V. Как чтение создает сообщества

Продолжая тему читателей, статьи этого раздела раскрывают ее в социальном (общественном) осмыслении: о каких коммуникациях и объединениях можно и модно говорить в связи с чтением.

«Акт чтения совершается в акте говорения о прочитанном» &/vs «права молчать о прочитанном». Романичева Е.С.
Социальное чтение в обучении и проект «Читательская слобода» Сененко О.В.
Особые мастерские и чтение Титаева О.Е.

Зачем учителю фикрайтер, или За что еще мы благодарны Джоан К. Роулинг Попова Н.Е.

Раздел VI. «Строим» вокруг книги

Жизнь читателей образуют книги, а жизнь книги состоит из читательских проектов. Следующие три статьи − это описание очень разного опыта работы педагога или целого коллектива с одной книгой, которая становится началом для читательского роста ребенка.

Образовательное событие по книгам С. Нурдквиста о Финдусе и Петсоне Якшина А.Н.

Онегиниана. Драматургия рождения читателя. Лобок А.М.

Проектная деятельность на основе текста художественного произведения как способ мотивации читательской деятельности (проекты учащихся на основе повести Е. Ельчина «Сталинский нос») Гришина И.В.

Раздел VII. Тексты городских пространств

Информационное городское пространство требует от читателя самых разных читательских навыков: чтение специальных текстов пока еще не вошло в школьные пособия и задачи, но уже рассматривается педагогами как учебный материал.

Читательские практики в школьном музее: опыт работы с активом школьного музея Чурсина О.С.

Что должен знать и уметь финансово грамотный читатель И.В.Воронцова, А.Н.Россинская

Раздел VIII. В жанре сторителлинга

В последний раздел сборника вошли стенограммы дискуссий Форума социокультурных образовательных практик. Их тематика − городские экскурсии, детский интеллектуальный досуг, музейные образовательные программы − имеет прямое отношение к формированию и развитию познавательного и читательского интереса детей и взрослых, привлекая внимание к наиболее востребованным у «читателя в городе» местам и практикам.

Какой должна быть экскурсия в XXI веке? (материал подготовлен Д.С. Маймистовой)

Учиться на досуге – зачем к нам ведут детей? (материал подготовлен Д.С. Маймистовой)

Открытый музей: проекты, которые качественно изменили образ музея (материал подготовлен Т.А. Демской)



Купить книгу по издательским ценам можно:

  • в издательстве Библиомир (позвонив по телефону, или написав  на электронную почту, указанным в разделе  "контакты")
  • на мероприятиях лаборатории социокультурных образовательных практик по адресу пер. Каменная Слобода, д. 4