Читатель в школе

 

Сборник статей «Читатель в школе» продолжает серию книг о чтении и читателе («Читатель в городе» (2017), «Читатель в поиске» (2018), «Читатель в игре» (2019)). Проблематика сборника, как это следует из его названия, связана с теми практиками, которые читатель осваивает в культурно-образовательном пространстве школы и выходя за его пределы, в том числе и онлайн.
В книгу входят следующие разделы: 
  • о практиках работы с детской/подростковой литературой, содержащий методические материалы;
  • о школьных библиотеках, их месте и функции в образовательных организациях и путях использования городских библиотек как ресурса;
  • о чтении в период обучения в школе, обязательном, самостоятельном, «клубном» и др.

Еще один раздел посвящен ежегодной читательской олимпиаде «Книжья Нора», которой в этом году исполнилось пять лет. В сборник также включены практические материалы, которые прошли апробацию и могут быть использованы в массовой практике. Книга адресована широкому кругу читателей, но в первую очередь – школьным и детским библиотекарям, учителям, музейным и театральным работникам, педагогам дополнительного образования, организаторам читательских «детских программ».


СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ I. ЧИТАТЕЛЬ В ШКОЛЕ 
Качественные исследования чтения показывают, что школьники не рассматривают свою учебную деятельность в контексте чтения: выполнение заданий учителя настолько далеко от подростковых читательских практик, что образуют некоторую параллельную реальность. Но жизнь меняется, меняются и наши представления о содержании школьного образования: чтение произведений современных авторов может принципиально изменить уроки литературы, да и не только их. 

1.1. Почему современная литература должна стать фактором индивидуализации школьного образования. Е.А. Асонова
 1.2. Методы и приемы работы с произведениями современных авторов на школьном уроке. Е.С. Романичева 
1.3. «Послевкусие» как навигатор читательской самостоятельности. И.И. Коган 
1.4. Инклюзивные читки. А.Б. Никитина 
1.5. Библиографический список «Художественная литература об особом детстве». А.В. Годинер 

РАЗДЕЛ II. БИБЛИОТЕКА В ШКОЛЕ, ШКОЛА В БИБЛИОТЕКЕ
Вопрос о роли библиотеки в образовании уже как будто бы не стоит, но с каждым новым шагом развития образования мы видим новые возможности специфических библиотечных форм работы: в первую очередь это формы организации самостоятельной работы обучающихся, но не в последнюю очередь это привычные, но попрежнему недооцененные в образовательном процессе читательский дневник и книжные игры. 

2.1. Бежим в библиотеку. О.Б. Бухина 
2.2. Класс, убежище, тематический парк – типология самостоятельной работы в школьной библиотеке. Е.А. Асонова
2.3. Самостоятельная работа обучающихся в школьной библиотеке: формы и инструменты организации. О.В. Сененко 
2.4. Читательский дневник как читательская практика, или Какое слово обозначим как «главное»? Е.С. Романичева
2.5. Гайды по книгам. К.С. Киктева, Е.С. Романичева
2.6. Работа с книгой как с оригинальным учебным материалом. К.С. Киктева, А.Н. Россинская  2.7. Книжные игры для детей и подростков. Н.М. Криворотько

РАЗДЕЛ III. МЫ ХОТИМ РАССКАЗАТЬ
Образование, в том числе и школьное, не заканчивается после звонка с урока. Иногда оно только начинается в тот момент, когда «замолкают» школьные учебники и программы. Исследование культурных практик, демонстрирующих высокую агентность участников, позволяет педагогу не только узнать, чем интересуются его ученики в свободное от учебы время, но и увидеть в этих практиках ресурс для развития образовательной коммуникации. Надо ли говорить, что в фокус внимания исследователей попали практики, связанные с восприятием текста. 

3.1. Театральная педагогика: чтение как развитие социальных компетенций (на материале занятия «Монтаж как художественный прием»). Т.А. Климова, А.Б. Никитина
3.2. Мы хотим об этом поговорить. К.С. Киктева 
3.3. Где читают «нечитающие» и пишут «непишущие». А.Н. Россинская 
3.4. Фанфикшн и его читатели: о причинах популярности фанфиков. С.В. Лебеденко, А. М. Мурашова, Лиса Ересь 

 РАЗДЕЛ IV. «КНИЖЬЯ НОРА» 
Иногда конкурсы и олимпиады проводятся совсем не для того, чтобы выявить лучших. Олимпиада для читающих людей «Книжья Нора» – это, во-первых, место для общения по поводу прочитанных книг, а во-вторых, полигон новых идей для работы с книгой. Это идеи организаторов о том, как при помощи незамысловатых заданий можно насытить читательскую коммуникацию, сделать чтение заметным в школьном пространстве. Это идеи исследователей, которые внимательно читают ответы участников и видят в них новые тенденции развития чтения художественной литературы в современном обществе. 

4.1. Что и как читают читающие дети (анализ контента читательской олимпиады «Книжья Нора»). Л.Ф. Борусяк 
4.2. Игры и проекты: загадки, хештеги, выставки (опыт «Книжьей Норы»). Д.С. Маймистова
4.3. Задачник «Книжьей Норы». К.С. Киктева 
4.4. Куда ведет «Нора советов». А.И. Дергачева 
4.5. «Афоризмы ХХI века». Е.В. Антиповская 
4.6. Литературные эксперименты: какие книги вдохновили участников. А.П. Юлина 
4.7. Кажущаяся простота вопроса. А.С. Смирнов 
4.8. Почему перечитывают книги. А.П. Ганина
4.9. Литература и музыка. Л.Ф. Борусяк 


Сборник входит в комплект профессиональных изданий для школьных и детских библиотек, на который можно оформить подписку.  ( Подписной индекс ПО494)
Купить книгу по издательским ценам можно:

в издательстве Библиомир (позвонив по телефону, или написав на электронную почту, указанным в разделе "контакты")
на мероприятиях лаборатории социокультурных образовательных практик по адресу пер. Каменная Слобода, д. 4