Евгений Дубровин «В ожидании козы»

Власова Ирина Альбертовна,
педагог дополнительного образования
Муниципального бюджетного учреждения 
дополнительного образования "Центр детского творчества
(Свердловская область, г. Лесной)


Рецензия открытка на книгу Евгения Дубровина «В ожидании козы»

Санкт-Петербург – Москва, изд-во Речь, 2015

Книга-ожог 

Повесть «В ожидании козы» Евгений Дубровин написал в 1968 году, и я бы могла прочесть её в детстве. Очевидно, книга была в «чёрном списке» по той же причине, что и «Возвращение» Андрея Платонова, - не так было принято писать про возвращение с войны, не могло быть таких проблем в советской семье.

Отец, на которого в 1944 пришла похоронка, попал в плен, воевал во французском Сопротивлении и вернулся после Победы. Сыновья Виктор и Вад прозвали отца Диктатором и объявили войну. «Поначалу казалось, что дети всё-таки полюбят отца. А когда Вад поджёг его кровать, стало особенно страшно, думать о счастливом конце стало трудней, но всё равно думала…» - написала 15-летняя Саша (книгу прочитали мои старшие студийцы). Кстати, и в фильме «Француз» по мотивам повести (1988) счастливый конец.

У автора – всё трагично. Гибнет собака, спасшая Виктора от волков. Погибает младший брат, восставший против старшего.

«– Я ненавижу тебя! – закричал он. - Слышишь, предатель! Ты гадючий предатель! Ты продал меня и дядю Авеса! Ты за это поплатишься!

– Прекрати истерику, – спокойно сказал я. – Ты не сопливая девчонка. Будь мужчиной. Пора быть мужчиной. У тебя слишком затянулось детство…»

Вад – назло – спрыгнул с крыши дома и разбился. Родители, которые ушли покупать козу, не вернулись. «Такое уж тогда было время. После миллионов смертей дёшево ценилась простая человеческая жизнь…».

Слава, 16 лет: «В детстве хотелось независимости, казалось, что родители меня не понимают, были мысли уйти из дома и сделать что-нибудь назло, чтобы они «осознали». Эта книга – как удар током».

Володя, 15 лет: «Я смог лучше понять родителей и больше люблю их».

Данил, 13 лет: «Я дочитал, заревел, лёг и копался в себе…».

Я бы включила повесть в школьную программу, чтобы помогала взрослеть.