"PROчитай!" Графический текст





Еще один список, составленный участниками олимпиады "PROчитай!", посвящен графическому тексту.

Задание:
Особенность книг этого списка - сочетание графических и словесных способов создания текста: предлагай названия, пиши обоснования и не забывай про автора. 

1. Книги, предложенные участниками в список и одобренные (утвержденные) экспертом:

«Чукоккала. Рукописный альманах Корнея Чуковского»

Carroll L. «Alice's Adventures Under Ground»

Guillaume Apollonaire «Calligrammes»

Акулова А., Бунтман Е., Новичкова Е. «Страна чудес. Викторианская Англия»

Алмонд Д.«Меня зовут Мина»

Атласы

Бершадская М. «Море, которого нет на карте»

Бианки В. «Лесная газета»

Бильжо А. «Мои классики»

Бомон А., Колетт Ю. – Д. «Кем быть?»

Брагин П. «Путешествие за Полярный круг»

Бритт Ф., Арсено И. «Джейн, лиса и я»

Великова Л. «Русский язык. Навигатор для старшеклассников и абитуриентов»

Визуальные стихи

Вильке Д., Леонова А. «На другом берегу утра. Бестиарий Святого Фомы»

Воронцов Н. Серия « Приключения Кота Помпона»

Галье Р., Делансай К. «Шёпот богов»

Гоник Л. «Всемирная история»

Гоник Л. «Естественная наука в комиксах»

Грабенстейн К. «Побег из библиотеки мистера Лимончелло»

Гранин Д. «Керогаз и все другие. Ленинградский каталог»

Грёнтведт Н. «Привет, это я...»

Иль Сунг На «Тс-тс-тс... Сонная книжка»

Каминский Л. «Я самый сильный в классе»

Катаев В.. Лосин В. «Цветик-семицветик»

Кауфман Б. «Вверх по лестнице, ведущей вниз»

Клер К. «Город костей»

Козлов Л. «Холмс. Том 1»

Корчак Я. «Король Матиуш Первый»

Котляр Э. Митурич, М. «А как бежал олень»

Кэрролл Л. «Алиса в Стране чудес. В Стране чудес Алисы. Книга-альбом»

Кэрролл Л. «Алиса в Стране чудес»

Кэрролл Л., Базанова Е. «Приключения Алисы в стране чудес, рассказанные самим автором для маленьких читателей»

Ленковская Е. «Сокровища Рифейских гор»

Лермонтов М., Врангель Н., Мосолов Б. «М. Ю. Лермонтов - художник и поэт»

Лешермейер Ф., Дотремер Р. «Принцессы»

Ли Л., Хамельтон М. «Балет. История, Музыка и волшебство классического танца»

Линдгрен Б., Эриксон Э. «Макс купается»

Литвина А., Десницкая А. «История старой квартиры»

Матюшкина К. «Кот да Винчи»

Найт Н., Булер Б. «Смотри, что у тебя внутри»

Негрин Ф. «Волшебные SMS-сказки»

Паттерсон Дж., Теббете К., Парк Л. «Средняя школа: худшие годы моей жизни»

Паттерсон Дж., Теббетс К., Парк Л. «Средняя школа. Худшие годы моей жизни»

По Э., Лакомб Б. «Страшные рассказы»

Радлов Н. «Рассказы в картинках»

Рейнольдс Г. «Презентация в стиле дзен. Основы дизайна для тех, кто хочет выступать лучше»

Риордан Р. «Перси Джексон» ( графическая новелла)

Розофф М. «Как я теперь живу»

Рубио С., Эфа Р. «Моне. По ту сторону холста»

Сапгир Г., Стацинский В. «Звездная карусель»

Саути Р. «Лодорский водопад»

Селзник Б. «Мир, полный чудес»

Селзник Б. «Хранитель времени»

Сент-Экзюпери А. «Маленький принц»

Смит Д. «Боун»

Снопкова Н., Яковлев А. «Для тех, кому за восемь»

Собакин Т. «Заводной мир»

Стародубова В. «Братья Лимбурги»

Стрельникова Л. «Из чего все сделано? Рассказы о веществе»

Суи Исида «Токийский гуль»

Сутеев В. «Сказки в картинках»

Такэмура М., Кируяро, «Занимательная биохимия»

Томпсон К. «Одеяла»

Тонэ С. «Мой любимый шоколад»

Тонэ С. «Я пеку печенье»

Трелина В. «Жила-была девочка: Повесть о детстве, прошедшем в СССР»

Фридман Д., Мальмквист Т. «Чудеса красного моря»

Хёвел Э., Рол Р., Схипперс Л. «Поиск»

Хирш А. «Гравити Фолз»

Хокинг Л. И С. «Джордж и тайны Вселенной»

Шамблен Ж., Нейре О. «Дневники Вишенки»

Шпигельман А. «Маус»

Эн А., Юсим Ю. «Сказки синего сумрака»

Эрже серия «Приключения Тинтина»

2. Неутвержденные экспертом книги, которые участники предлагали в эту подборку

Кодрянская Н. «Глобусный человечек»

Госинни Р., Сампе Ж.-Ж. «Все о Малыше Николя»

Веркин Э. серия «Настоящие приключения. Повести для подростков»

Гумилев Н. «Акростих»

Карпушина Н. «Любимые книги глазами математика»

Коваль Ю. «Ауа»

Колпакова О., Белоголовская Г. «Лошадка мохноногая торопится, бежит»

Коуэлл К. «Как приручить дракона»

Льюис Б. «Пиратский кодекс»

Несс П. «Поступь хаоса»

Портер Э. «Поллианна»

Пушкин А. «Евгений Онегин»

Ролов В. «Фотографии с рассказами из 80-х»

Сервантес М., Бродский С. «Дон Кихот Ламанчский»

Стрельникова Е. «Узнавай математику и химию, читая классику»

Токмакова И. «Аля, Кляксич и буква "А"»

Тюхтяевы И. и Л. «Зоки и Бада»

Цветаева М., Стихи

Шопен Ф. «Полное собрание сочинений для фортепиано»

Эшер М. «Каталог рисунков Эшера»


Заключение эксперта:

Интереснее всего было наблюдать за тем, как читатели исследуют новое явление. Понятие графического текста до сих пор чрезвычайно размыто, и этот формат, где каждый волен предложить свой вариант графического текста, позволяет читателю самостоятельно выставить некоторые границы. Это похоже на выведение доказательства к теореме - в противовес ее заучиванию. Эксперимент показал, что грань между иллюстрированной книгой и визуальной литературой чрезвычайна зыбка. Так же стало очевидно, что не всегда читатель видит разницу между графической функцией слова и буквы и знаками препинания. Однако многие предложения были очень интересны, некоторые - совершенно нетривиальны. Можно ли назвать графическим текстом ноты или акростих? Кажется важным, что читатели задаются подобными вопросами и самостоятельно ищут на них ответы. Нельзя не отметить количество предложенных «классических» графических текстов. Среди них превалировали комиксы и, к сожалению, редко встречалась манга и книжка-картинка, но выбор комиксов говорит о том, что формат уже плотно вошел в нашу жизнь (были представлены и американские комиксы и графические романы, и французские bd, и даже русские рисованные истории). Заметно, что чаще читатель обращает внимание на выразительные функции текста (шрифт, леттеринг, цвет, размер, расположение), чем на понятийное взаимодействие текста и изображения. Но это, скорее, симптоматично в целом для русской визуальной литературы. Таким образом, можно сказать, что список довольно точно отражает то состояние, в котором находится современный графический текст - состояние поиска и проведения границ. 

Мария Скаф, независимый исследователь 

Ознакомиться с материалами олимпиады "PROчитай!", узнать, почему именно эти книги ребята включили в список, можно на сайте Читательская.рф