"PROчитай!" Не только сюжет



В третий раз в Московском городском прошло соревнование для самых читающих подростков, которые состязались в умении составлять библиографию, аргументировать свою точку зрения, обобщать свой читательский опыт в виде эссе.

На этот раз на первом этапе олимпиады участникам было предложено 15 заданий, в соответствии с которыми они должны добавлять книги в списки.

Начиная с сегодняшнего дня, все эти списки будут публиковаться на сайте Чтение.ру, и првым будет список

Не только сюжет

Задание, которое получили участники:
На этой странице можно написать названия произведений, в которых сюжет - не главное (например, «Генералы» Артура Гиваргизова).

Список, составленный участниками:
Абрамов Ф. «О чем плачут лошади»

Алексин А. «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле»

Алешковский Ю. «Кыш и я в Крыму»

Алешковский Ю. «Кыш, Двапортфеля и целая неделя»

Алешковский Ю. «Черно-бурая лиса»

Астафьев В. «Зачем я убил коростеля?»

Астафьев В. «Миниатюры из книги "Затеси"»

Барбери М. «Элегантность ежика»

Баруздин С. «Ее зовут Елкой»

Борхес Х. «Сказочная нить»

Брэдбери Р. «Вино из одуванчиков»

Брэдбери Р. «Лекарство от меланхолии»

Бунин И. «Антоновские яблоки»

Воннегут К. «Колыбель для кошки»

Генри О. «Последний лист»

Гиваргизов А. «Записки выдающегося двоечника»

Гоголь Н. «Мёртвые души»

Горькавый Н. Серия "Научные сказки"

Дашевская Н. «Я не тормоз»

Достоевский Ф. «Преступление и наказание»

Жвалевский А., Пастернак Е. «Смерть мертвым душам»

Зощенко М. «Леля и Минька»

Кассиль Л. «Кондуит и Швамбрания»

Короленко В. «Огоньки»

Короленко В. «Парадокс»

Короленко В. «Сон Макара»

Кортасар Х. «Игра в классики»

Крупин В. «Ввысь к небесам»

Крупин В. «Доставка пиццы»

Крюс Дж. «Мой прадедушка, герой и я»

Курбан С. «Али и Нино»

Кэрролл Л. «Алиса в стране чудес»

Кэрролл Л. «Охота на Снарка»

Ларри Я. «Необыкновенные приключения Карика и Вали»

Лесков Н. «Святочные рассказы»

Лихачев Д. «Письма о добром и прекрасном»

Набоков В. «Бледное пламя»

Панкратов И. «Слонодёмия»

Петросян М. «Дом, в котором...»

Пришвин М. «Лесная капель»

Пришвин М. «Фацелия»

Пушкин А. «Дубровский»

Пушкин А. «Евгений Онегин»

Распутин В. «Что предать вороне?»

Рудашевский Е. «Здравствуй, брат мой Бзоу!»

Самарский М. «Радуга для друга»

Солженицын А. «Крохотки»

Солоухин В. «Мед на хлебе»

Стивенсон Р. «Остров сокровищ»

Твардовский А. «Василий Теркин»

Толстой Л. «Война и мир»

Троепольский Г. «Белый Бим Чёрное ухо»

Уайльд О. «Портрет Дориана Грея»

Фоер Дж. «Жутко громко и запредельно близко»

Хармс Д. «Иван Топорышкин»

Хокинг С. «Джордж и тайны вселенной»

Шевкунов Т. «Несвятые святые»



Заключение эксперта :

По замыслу организаторов в этот список должны были войти произведения, которые организованы не вокруг сюжета, а скорее носят лирический, эмоциональный, ироничный, абсурдный характер, предлагают читателю игру.
Однако участники поняли задание по-своему: они стали собирать книги, которые привлекли их внимание не сюжетом, а проблематикой или художественной формой. Получился список
произведений, довольно причудливый, включающий в себя и абсурдные тексты Хармса, и
современные психологические повести для подростков, и письма Д. Лихачева.

Е.А. Асонова, кандидат педагогических наук, 
заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик 
ИСП МГПУ, организатор олимпиады.