Авторки, или как прошла встреча об истории феминизма в МГПУ


10 июня 2019 года в Московском городском педагогическом университете
состоялась встреча с феминистками из Норвегии, писательницей Мартой Бреен и художницей, Йени Юрдал, соавторами книги об истории феминистского движения, «Свобода. Равенство. Сестринство. 150 лет истории борьбы женщин за свои права.» Модераторами встречи стали PR-директор издательства «Самокат» Мария Орлова и заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик МГПУ Екатерина Асонова. В встрече приняли участие студенты и сотрудники МГПУ, а также гости университета.
Публикуем конспект встречи, оформленный как интервью с авторками.    
Если вам меньше 18 и ваши родители не разрешают читать вам подобные тексты, у вас есть возможность не продолжать чтение.

Вопрос: Марта, Йенни, расскажите немного о себе, ваших источниках феминизма, об истории создания этой книжки.

Й. – Я родом из семьи, где о феминизме не очень разговаривали. Мой отец довольно консервативен в политическом плане. Я заинтересовалась феминизмом будучи подростком.  Увлекалась  компьютерными видеоиграми, я поняла очень важную вещь: большинство из них созданы для мужчин, мужчина – главный герой. А женщины отодвигались на задний план, на роли матерей, любовниц и принцесс, которых надо спасать. И это касается не только компьютерных игр. Женская презентация отсутствует и в фильмах, и в литературе. Это меня сильно раздражало. И вместе с тем, я замечала, что большая часть рекламы направлена на сексуальную объективацию женщин. Мне захотелось что-то с этим сделать. Я начала рисовать небольшие комиксы об этом. Я принадлежу к поколению, которое можно назвать феминистским.  Многие женщины одновременно со мной начали интересоваться феминизмом. Я начала рисовать комиксы и передавать их в интернет, писала заметки в газеты. А затем мы встретились с Мартой, начали сотрудничать и издавать книги.

М. Я старше, чем Йенни, и выросла в семье, где о феминизме говорили. Моя мать активно занималась женским движением в 70-е годы. На демонстрации в честь 8 марта я ходила вместе с ней с той поры, когда меня еще возили в коляске. Меня всегда интересовали мысли о равноправии. Я начала писать об этом сначала как журналист, потом стала писателем, издала 10 книг о женском движении, о феминизме в Норвегии. Это же – первая книга, затрагивающая вопросы интернационального движения.

- А как появилась эта книжка? Как вы повстречались?

Й. Нам легко работать вместе. У нас схожее чувство юмора, общие интересы, одинаковый принцип работы.
Марта и еще одна писательница, её зовут Мадлен, в 2000 году работали над книгой «155 причин быть феминисткой». Эта книга специфического формата, и Марта с Мадлен искали иллюстратора. На тот момент я уже давно работала над комиксами о феминизме, иллюстрировала многие из тех тем, о которых Марта и Мадлен говорили и писали.

М. Да, мы провели конкурс иллюстраторов и попросили их прислать свои работы. И Йенни среди них очень сильно выделялась. Норвегия – очень маленькая страна, где нелегко найти иллюстратора. Нас всего пять миллионов.

В: Но детской литературы, новых наименований и детских издательств в Норвегии больше, чем в России...

М. В Норвегии  хорошо развита система поддержки писателей. Писатели постоянно получают  гранты, государственную поддержку. Библиотеки  платят авторам за их книги. Жить писательством, в общем- то, можно. Например, если человек занимается составлением учебников для школ и университетов, ему платят стипендию и предоставляют отпуск.

В: В вашей книге "150 лет истории борьбы женщин за свои права" в историях отдельных женщин, набор героинь, которые решают вопросы, связанные с феминистским движением. Как вы придумали такую систему и как выбирали героинь?

Й. В принципе, можно говорить о феминизме, начиная со Средневековья. Феминистки были всегда. Но в тот момент не было никакого организованного движения. А мы решили  рассказать именно о нем. О трёх самых главных предметах борьбы. Первое – это возможность получить образование, заработать деньги, возможность работать, в принципе. Второе – это избирательное право. И третье – право распоряжаться своим собственным телом, например, право на аборт и контрацепцию. И опираясь на эти темы, мы  выбирали наиболее ярких представительниц этого движения и рассказывали о них. Например,  говоря о праве голоса, здесь нельзя  не рассказать о движении суфражисток. А когда речь идет  о праве на аборт и просто праве распоряжаться собственным телом, логично рассказывать об американской медсестре Маргарет Менгер. Но в принципе, мы могли также рассказать и об Александре Коллонтай, ведь она тоже занималась этим вопросом. О Коллонтай мы даже сделали отдельный комикс, который хорошо принимают в Норвегии, потому что в Норвегии она - суперзвезда. Она там долго жила и работала.

В: В России, кто такая Александра Коллонтай, знают, в основном, старшие поколения. Еще меньше знают о том, кто такая Клара Цеткин и Роза Люксембург: кем они были, чем занимались, в честь каких таких женщин названы улицы практически во всех российских городах. Что Вы думаете об этом?

М. Это обычное дело.  И молодые люди, и взрослые не всегда знают историю феминистского движения. На западе, в том числе и в Норвегии это тоже довольно распространено. Об этом не пишут, например, в школьных учебниках.
Гуляя по Москве и Петербургу, мы видели памятники Пушкину, множество памятников, скульптур изображающих мужчин. А женщин очень мало.
Собственно, Коллонтай - коммунистка. Она долго работала с Лениным. После первой революции она стала наркомом социального призрения, провела ряд реформ, которые позитивно отразились на жизни женщин в обществе. Женщины получили право делать аборт, были введены оплачиваемые паузы в рабочее время на кормление детей и уравнительная оплата за равный труд мужчин и женщин. Коллонтай также была писательницей. Ей принадлежит множество работ о роли женщины в обществе, об освобождении женской сексуальности. В прошлом веке ведь даже не думали, что у женщины могут быть какие-либо собственные сексуальные желания. Когда она начала открыто об этом писать, это принципиально изменило представления. Взгляды Коллонтай были настолько радикальны для своего времени, что даже и её товарищи-большевики начали от неё постепенно отворачиваться. Её обвиняли в излишней развязности. Когда к власти пришёл Сталин, он отменил все реформы, которые провела она. После этого Коллонтай стала первой женщиной – послом в Швеции и Норвегии.

В: А почему в российском издании изменили название книги?

Ответ Марии Орловой: Книга Марты и Йенни выходила в разных издательствах, и варианты обложек немного отличаются одна от другой. В оригинальном издании книга называется «Борьба женщин». И на обложке изображены девушки, идущие с красными флагами. Когда люди идут с красными флагами, на которых написано «борьба», в России прежде всего могут возникнуть ассоциации с первомайской демонстрацией, как будто бы книжка исключительно про социализм, поскольку она совсем не только про него, мы решили изменить обложку. Эта книга издавалась либо в красной, либо в голубой обложке, но для российского издания мы выбрали нежно и саркастически розовую, чтобы было понятно, что вопрос феминизма очень острый. Хотелось бы, чтобы книга была заметной, голубой фон недостаточно яркий.

В: Тогда у меня продолжение вопроса про издательства. В России книжка вышла в детском издательстве. Это тонкий момент, который оно допускает, понимая свою аудиторию. И сейчас это очень важный феномен для нашей культуры. Когда детское издательство выпускает нарочито актуальную книгу, оно сигналит о том, что взрослые люди, которые собрались, чтобы издавать детские книги, считают, что это вопрос просвещения. В каких издательствах выходит в Норвегии и других странах эта книжка? Кто является целевой аудиторией?

М. В Норвегии эта книга считается детской. В разных странах она выходит либо в детских, либо во взрослых издательствах.  Россия ставит на неё маркировку 18+, и это удивительно. В таких странах, как Венгрия, Турция, Египет, её издают без маркировки. Мы, я и Йенни, ездили представлять эту книгу в начальные школы. И там совершенно спокойно разговаривали с детьми о контрацепции, нетрадиционной сексуальной ориентации, о трансактивизме. Все эти темы, в принципе, должны отражаться в школьном образовании.

В: Давайте вернемся к вопросу о феминизме.

М. Получается, что это и работа, и хобби. Наши друзья и семьи тоже интересуются подобным. В Норвегии принято заниматься воспитанием детей и матерям, и отцам, поэтому женщины могут не только полностью посвятить свою жизнь семье, но и работать. Существует такая система, как декретный отпуск для отцов с маленькими детьми.
Несмотря на то что отца Марты можно назвать консерватором, и он не признавал феминизм открыто, он и тогда, и теперь её полностью поддерживает. В Норвегии нет ничего такого, чтобы называть себя феминисткой или феминистом. У моего мужа отец – феминист.

В: Йенни, с чем, как Вам кажется, связана новая волна феминизма? Книжка же носит исторический характер. Казалось бы, очень многие права женщин были продекларированы в свое время, то есть, сейчас они более или менее защищены. Относительно Норвегии, мы не можем говорить, что сегодня нужно за что-то бороться?

Й. Здесь есть ясно выраженная связь. Все феминистские движения происходят волнами приблизительно с равными промежутками. Во многих странах, где участники движения составляют национальные меньшинства, постоянно всплывают новые вопросы. Например, в исламских государствах девочек и мальчиков воспитывают совершенно по-разному. Во многих странах к власти приходят патриархально-ориентированные личности. И такая политика, в первую очередь, наступает на интересы женщин, на право распоряжаться собственным телом, на право на аборт, на представителей ЛГТБ-сообществ, угрожает мигрантам, а также свободе слова и демократии.  Из- за того, что это происходит, многие понимают, что с этим нужно что-то делать.

В: То есть это ответ на глобализацию? В Норвегии, где все благополучно, современный норвежский автор чувствует некие глобальные процессы и не может на них не реагировать?

Й.  Да, эта книжка ориентирована прежде всего на международный рынок. Именно потому, что мы осознаем, что права женщин в последнее время начали очень часто ущемляться. Главная цель книги заключалась в том, чтобы рассказать об истории женщин, которые боролись за свои права. И прославлять их в той же степени, в которой прославляют обычно мужчин прошлого.

Тренд глобализации? Когда мы понимаем порядок распространения ценностей, нам недостаточно нашей или близкой к нам территории. Важно то, что происходит во всем мире, потому что нас это тоже касается?

Й. Да, по сути во всем мире сейчас происходит одно и то же.

Ксения Щенина:  За чей счет в Европе решаются эти вопросы? Например, одежда, глобальные фирмы, где все мы одеваемся. Если смотреть на ярлычки, то одежда сшита в Бангладеш или в Турции, в очень тяжёлых условиях  за очень низкую плату  молодыми женщинами, которым по 16 - 17 лет. Несколько лет назад произошла ужасная трагедия, тогда на фабрике в Бангладеш погибло 2000 женщин, которые шили эту одежду. Которую мы можем купить дёшево. И это переносит в международный контекст из-за того, что мир глобально взаимодействует. Можно жить в любой стране и понимать, что ты можешь добавить свой голос и обратить на это внимание.

Й. Очень здорово, что такие вещи раскрываются, эти компании разоблачают. И в Норвегии это очень часто обсуждают. В Норвегии феминистское движение – целый комплекс, объединяющий разнообразные вопросы. Это могут быть вопросы экономики, окружающей среды. И проблема торговли тоже важна. Возможно координировать женское движение, узнавать о проблемах женщин в стране, особенно с появлением интернета.

В: В России есть такое понятие: сильная женщина. Есть такая фраза: сильной женщина становится в России, не потому что хочет быть такой, а от безысходности. Можно ли говорить, что сильная женщина это и есть феминистка. Она сражается одна против всех, потому что есть сложности в семье, с родственниками, с другими вещами, с работой. Потому что больше некому.

М.  С точки зрения Норвегии трудно судить о России, здесь совершенно другие политические и исторические условия. Другая энергия. В Норвегии не принято возводить в культ сильную женщину, как и сильного мужчину, который готов пойти зарабатывать деньги или медведя застрелить. Идеальный норвежский мужчина гораздо мягче, чем в России. Идеал Норвегии – равноправие. Женщины работают столько же, сколько мужчины, а детям в это время чудесно в детском саду. Возможно, дело в глубокой религиозности вашего сообщества, в то время как Норвегия – светская страна.

В: С исторической точки зрения кого из авторов норвежской литературы 19 - начала 20 века можно выделить? Кто последовательно раскрывает тему этого равноправия, разных гендерных ролей, социальных решений?

 М.: В 70-е годы ХIX века произошло то, что в Норвегии называют современный прорыв: Ибсен, Стриндберг и еще несколько писателей. Эти писатели первыми стали рассматривать роль женщины в обществе, роль мужчины, такие вопросы, как брак. По сути, Хенрика Ибсена можно назвать первым феминистом норвежской литературы. Он написал несколько историй о сильных женщинах: Гедда Габлер, Нора. Женщины, которые писали на эту тему, воспринимали их, как нечто необычное. И это, действительно, необычно. Они вызвали общественный резонанс, поэтому об этом часто говорят.

 В: А какое место в этом ряду занимает произведение Сигрид Унсет  «Кристин, дочь Лавранса»?

М.: Эта писательница придерживалась религиозных взглядов и считала, что феминистское движение – это скопище грехов.

 В: При этом именно она прочитывается сейчас как гимн феминизму?

М. В принципе, понятно, почему так. И правильно делают. Действие происходит в Средневековье. А она была одной из первых женщин, получивших Нобелевскую премию.

В: Марта, сколько у Вас текстовых книг, а сколько иллюстрированных?

М. Шесть книг без иллюстраций. Только нон-фикшн. Я начинала, как журналист. Написала о роли женщины в норвежской музыкальной жизни. После этого я издала книгу о феминизме в Норвегии «Рожденная феминисткой».

В: Тогда ваше увлечение визуальным, это попытка говорить с молодыми, потому что им понятнее этот язык? Или новый способ донести текст, который сложно донести иначе? Может ли быть так, чтобы этот текст был самодостаточным?

М. Я сама всегда читала много комиксов. Обычно они воспринимаются, как нечто детское, но существует огромное количество комиксов для взрослых. Например, был прекрасный ролик, о том, каково расти в период революции. Меня это очень вдохновило. Мне захотелось издавать феминистские истории в комиксах, но я никогда не умела рисовать, и очень, кстати, рада была встрече с Йенни.

 В:  Комиксы, безусловно -тренд, но как отличить качественную книгу о феминизме от эксплуатации модной  хорошие книги ?

М. В какой-то мере, это выбор читателей, читатель решает, что для него хорошо, что плохо. Но я тоже заметила, что в последнее время выходит много книжек о феминизме, исторических личностях-феминистках. И меня иллюстраторы не вдохновляют тем, что представляют этих женщин красавицами, хорошенькими, милыми, с большими раскрытыми глазами. Это, по сути, обесценивает личность женщины, о которой написана история. Ведь это совсем не принцессы. И, наверное, на такие вещи стоит обращать внимание при выборе.

В:  Страшно ли быть феминисткой в Норвегии? В России активистам постоянно приходят угрозы нападения, насилия, смерти. Это очень большое давление, даже если ты супер-мягкая и стараешься максимально.

М.  Быть феминисткой в Норвегии сравнительно просто. Я уже лет 20 - 30 занимаюсь феминизмом, за это время мне ничего подобного даже не приходило в голову. Хотя и в Норвегии такое случается, например, с феминистками эмигрантского происхождения или с теми, кто становится слишком активным. Но государство и власть позитивно настроены по отношению к феминистскому движению. Активисты получают гранты, премии за свою работу. Например, эта книжка получила приз. И я занималась иллюстрациями к официальным документам министерства культуры. То есть, это такой план министерства культуры, как будет развиваться культурная политика.

В: А какая самая известная современная феминистка в Норвегии?

М. Сложно назвать кого-то, потому что все они заняты разными проблемами. У нас, зачастую, называют как раз министров. Норвежский премьер-министр – женщина, она с 80-х была. За это время феминизм внедрился в политику. Был издан закон о равноправии, где сексизм на избирательном уровне запретили. Женщины должны иметь доступ ко всем профессиям и получать за них столько же, сколько мужчины. Например, сегодня в Норвегии премьер-министр, министры культуры и сельского хозяйства -  женщины. Но не все женщины поддерживают женщин, то есть их интересуют не люди, а деньги. Либерализм очень помогает объективации женщин.