
Входящие в школьную программу произведения писателей классиков
XIX в., становятся, на мой взгляд, наиболее уязвимыми: прежде всего это связано
с их возрастной адресацией — «Война и мир» или «Шинель» не писались для
детского чтения. Чаще всего именно этот критерий используется как основной для
обоснования
методики преподавания. Либо для обоснования тезиса о том, что
классике, написанной в XIX в., не место в школьной программе,
либо для разъяснения сути методической деятельности, которая и заключается в том, чтобы объяснить непонятное, стать проводником для юного читателя в мир взрослой литературы. И при том, и при другом подходе ресурс современных произведений, адресованных детям и подросткам, переоценить сложно. Включение их в круг школьного чтения, в том числе и наряду с классическими произведениями, помогает вписать последние в современный контекст и актуализировать их роль в жизни подростка. Использование приемов компаративистики в организации учебного чтения позволяет показать этапы литературного процесса и особенности литературной традиции, обратить внимание обучающихся на различия художественных методов авторов, указать на влияние исторического и социального контекста. В конце концов, такое совмещение собственно детского или подросткового литературного материала с далеким и, зачастую, непонятным создает эффект зоны ближайшего развития читательской компетенции.
методики преподавания. Либо для обоснования тезиса о том, что
классике, написанной в XIX в., не место в школьной программе,
либо для разъяснения сути методической деятельности, которая и заключается в том, чтобы объяснить непонятное, стать проводником для юного читателя в мир взрослой литературы. И при том, и при другом подходе ресурс современных произведений, адресованных детям и подросткам, переоценить сложно. Включение их в круг школьного чтения, в том числе и наряду с классическими произведениями, помогает вписать последние в современный контекст и актуализировать их роль в жизни подростка. Использование приемов компаративистики в организации учебного чтения позволяет показать этапы литературного процесса и особенности литературной традиции, обратить внимание обучающихся на различия художественных методов авторов, указать на влияние исторического и социального контекста. В конце концов, такое совмещение собственно детского или подросткового литературного материала с далеким и, зачастую, непонятным создает эффект зоны ближайшего развития читательской компетенции.
Раскрытие этой темы и конкретные примеры между какими классическими
и современными произведениями можно провести параллель и как это правильно сделать читайте в статье Екатерины
Асоновой «Классика в зеркале современной литературы» в альманахе «Детские
чтения» №1, Вып. 15, 2019. – 307 – 315 с.