Как сделать классику актуальной для начинающих читателей, если
по многим объективным причинам она таковой быть не может? Этот вопрос является
ключевым вопросом методики преподавания литературы многие десятилетия. Традиция
обучать детей на текстах изящной словесности сложилась давно и имеет свои резоны.
Изменения, происходящие в осмыслении феномена детства как особого культурного и
социального института, приводят к тому, что школьное преподавание все чаще
обращает взгляд в сторону детской и подростковой литературы, которая за это
время окрепла и развилась до самостоятельного явления в культуре.
Входящие в школьную программу произведения писателей классиков
XIX в., становятся, на мой взгляд, наиболее уязвимыми: прежде всего это связано
с их возрастной адресацией — «Война и мир» или «Шинель» не писались для
детского чтения. Чаще всего именно этот критерий используется как основной для
обоснования
методики преподавания. Либо для обоснования тезиса о том, что
классике, написанной в XIX в., не место в школьной программе,
либо для разъяснения сути методической деятельности, которая и заключается в том, чтобы объяснить непонятное, стать проводником для юного читателя в мир взрослой литературы. И при том, и при другом подходе ресурс современных произведений, адресованных детям и подросткам, переоценить сложно. Включение их в круг школьного чтения, в том числе и наряду с классическими произведениями, помогает вписать последние в современный контекст и актуализировать их роль в жизни подростка. Использование приемов компаративистики в организации учебного чтения позволяет показать этапы литературного процесса и особенности литературной традиции, обратить внимание обучающихся на различия художественных методов авторов, указать на влияние исторического и социального контекста. В конце концов, такое совмещение собственно детского или подросткового литературного материала с далеким и, зачастую, непонятным создает эффект зоны ближайшего развития читательской компетенции.
методики преподавания. Либо для обоснования тезиса о том, что
классике, написанной в XIX в., не место в школьной программе,
либо для разъяснения сути методической деятельности, которая и заключается в том, чтобы объяснить непонятное, стать проводником для юного читателя в мир взрослой литературы. И при том, и при другом подходе ресурс современных произведений, адресованных детям и подросткам, переоценить сложно. Включение их в круг школьного чтения, в том числе и наряду с классическими произведениями, помогает вписать последние в современный контекст и актуализировать их роль в жизни подростка. Использование приемов компаративистики в организации учебного чтения позволяет показать этапы литературного процесса и особенности литературной традиции, обратить внимание обучающихся на различия художественных методов авторов, указать на влияние исторического и социального контекста. В конце концов, такое совмещение собственно детского или подросткового литературного материала с далеким и, зачастую, непонятным создает эффект зоны ближайшего развития читательской компетенции.
Раскрытие этой темы и конкретные примеры между какими классическими
и современными произведениями можно провести параллель и как это правильно сделать читайте в статье Екатерины
Асоновой «Классика в зеркале современной литературы» в альманахе «Детские
чтения» №1, Вып. 15, 2019. – 307 – 315 с.