Как исследовать чтение: краткая библиография


Предлагаем вашему вниманию небольшую подборку материалов о том, что, где и как читают дети и подростки, что думают о современной и классической литературе школьники, учителя, родители, библиотекари.

Это не исчерпывающая библиография и не конечный список, а подборка публикаций сотрудников лаборатории социокультурных образовательных практик и других специалистов, составленная социологом чтения Любовью Борусяк на основе собственных исследовательских интересов

1.   Асонова Е.А., Борусяк Л.Ф. МОСКВА, В КОТОРОЙ МОЛОДЫЕ ЧИТАЮТ // В сборнике: UniverCity: Города и Университеты. Москва, 2018. С. 101-119. (читать)

2. Асонова Е.А., Борусяк Л.Ф., Романичева Е.С. Литературное образование: мнения участников образовательных отношений. // Вопросы образования/Educational Studies Moscow №1, 2020, С. 159 – 181 (читать)

3. Асонова Е.А. Какая поэзия хороша для детей и подростков // Читатель в поиске. Москва: Библиомир, 2018. С. 17-25. (читать)

4. Асонова Е.А. Как чтение влияет на процесс социализации. // Народное образование. 2013. № 2 (1425). С. 252-257.( читать)

5. Асонова Е.А. Поэзия в транзите: девять интервью о месте поэзии в жизни общества и в образовании. // Уральский филологический вестник. Серия:Русская литература XX-XXI веков: направления и течения. 2018. № 3. С. 191-206. (читать)

6. Асонова Е.А., Романичева Е.С., Сененко О.В., Киктева К.С. Инфраструктура чтения: опыт описания с позиции субъекта // Вопросы образования Educational Studies 2018. №2 С. 26-45 (читать)

7. Борусяк Л.Ф. Библиотеки в Москве: что о них думают молодежь и родители. Вестник МГПУ, серия "Педагогика и психология", №2 (48), 2019, с.24-38\

8. Борусяк Л. Ф. Классическая школа, неклассические дети // В кн.: Чтение современного школьника: программное, свободное, проблемное. Под редакцией Е.А.Асоновой и Е.С.Романичевой. М. : Совпадение, 2016. С. 51-62. (читать)

9. Л.Ф.Борусяк Литература и музыка. // Читатель в школе, М: Библиомир, 2020 с. 272-280

10. Борусяк Л. Ф. Любимые авторы. любимые книги: что читает современная молодежь (по данным анализа сети ВКонтакте) // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2015. № 1(119). С. 90-105. (читать)

11. Борусяк Л. Ф. Любовь к поэзии и просто любовь. Сообщества в соцсети ВКонтакте, посвященные русской поэзии // Литература. Учебно-методический журнал для учителей словесности. 2015 (читать)

12. Борусяк Л. Ф. Молодежь обсуждает литературу. Анализ массовых литературных сообществ ВКонтакте // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2015. № 3-4(121). С. 130-148. (читать)

13. Борусяк Л.Ф. Нужна ли современная литература в школе: мнения участников образовательной деятельности. // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. Изд-во МГПУ, Москва. 2020, №3 (53), с. 19-32

14.Борусяк Л.Ф. «Отцы и дети»: чьи ценности ближе молодым читателям? // Читатель в поиске. Сборник статей/ под редакцией Е.А.Асоновой и Е.А.Романичевой. – М.: Библиомир, 2018, с. 53-67 (читать)

15. Борусяк Л. Ф. «Чтение «живое» и чтение «мертвое», или Неизбежность вырубки «Вишневого сада» // Литература. Учебно-методический журнал для учителей словесности. 2014. С. 44-48.

16. Борусяк Любовь. Ценить и быть послушными: школьная литература и гендерная социализация. Неприкосновенный запас, 2016, №1 (105).(читать)


17. Борусяк Л. Ф. Чтение как ценность среди молодых российских интеллектуалов // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2010. Т. 105. № 3. С. 53-65. (читать)

18. Борусяк Л. Ф. Школьная литература: почему ее не любят школьники (по результатам исследования российских школьников и студентов) // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2017. Т. 125. № 3-4. С. 187-196. (читать)

19. Грисволд Венди Грисволд, Мак-Доннел Террел, РайтНатан. Чтение и класс читателей в XXI веке. // НЛО, 2010, №2. (читать)


20. Илле М.Е. Молодежь и чтение художественной литературы: мат. IV, ВСК. М: Рос, 2012, с. 5602

21. Инфраструктура чтения с позиции субъекта. Монография. //М.: МГПУ, 2020, 216 с. (читать)

22. Киктева К.С. Задачник «Книжьей Норы» // Читатель в школе: сборник статей / Под ред. Е.А. Асоновой, Е.С. Романичевой. – М.: Библиомир, 2020. С. 232-246.

23. Климова Т.А., Никитина А.Б. Театральная педагогика: чтение как развитие социальных компетенций // Читатель в школе: сборник статей / под ред. Е.А. Асоновой, Е.С.Романичевой, М.: Библиомир. – 2020. С. 146-163.

24. Колосова Е.А. Чтение и читательские практики детей и подростков: сравнительный анализ. // СОЦИОЛОГИЯ И ОБЩЕСТВО: ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса. Изд-во: Российское общество социологов. М: 2012. Электронный ресурс

25. Кондратьева О.Н, Самохина М.М. Молодые читатели в Интернете. — Москва: Российская государственная библиотека для молодёжи, 2011. — 156 с. + цв. вкл..( читать

26. Никитина А.Б. Развитие чтения методами театральной педагогики. (статья) //Читатель в поиске. Под ред Асоновой Е.А. и Романичевой Е.С.Москва: Библиомир, 2018, - С. 166-191.

27. Романичева Е.С., Метелкина Ю.С., Маймистова Д.С., Сененко О.В. От чтения «обязательного» к чтению «свободному»: что и как читают и обсуждают читатели-подростки (по материалам опроса) (научная статья) // Педагогический Имидж. 2017. № 1(34). С. 28–38. (читать)

28. Романичева Е.С. Поиски читателя, Или от книжной инфраструктуры к читательской //Читатель в поиске /под ред. Е.А.Асоновой, Е.С.Романичевой. М.: Библиомир, 2018. С.226−235.

29 . Самохина, М.М. Чтение молодёжи: XXI век: по результатам исследований 2001–2011 гг. (читать)  


30. Самохина М.М. Что, зачем и как мы изучали: еще об исследовании пользователей РГБМ. Библиотечное дело. — 2014. — №17. — С.41-44. (читать)

31. Самохина М.М. Социолог в библиотеке, или Библиотекарь как социолог: практическое пособие для тех, кто хочет и любит исследовать [Текст]: - Москва: Российская государственная юношеская библиотека, 2019. – 226 с. [Издание второе, обновлённое и дополненное].– Библиогр.: с.170-182. (читать)

32. Собкин В.С, Катина О.М. О литературном развитии школьников: к вопросу о социокультурной динамике чтения // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XV. Вып. XXVI / Под ред. В.С. Собкина. — М.: Институт социологии образования РАО, 2011. — С. 205-216. (читать)

33. Собкин В. С. Отношение учащихся основной школы к художественной литературе // Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XV. Вып. XXVII. — М.: Институт социологии образования РАО, 2011. — С. 131-155.

34. Собкин В.С., Скобельцина К.Н., Иванова А.И. Ребенок и книга // Материалы Международной научной конференции «Чтение на просторах детства: опыт России и мира». Доклады Научного совета по проблемам чтения РАО. Вып. 8. — М.: «Канон+», 2013. — С. 196-210. (читать)

35. Собкин В.С., Плоткин Д.А. Особенности литературного развития в подростковом возрасте: динамика социокультурных трансформаций // Вопросы образования. — 2006. — № 4. — С. 310-328. (читать)

36. Собкин В.С., Плоткин Д.А. Подросток и художественная литература: динамика изменения читательских интересов // Вестник практической психологии образования. — 2006. — № 2 (7) апрель-июнь. — С. 36-43. (чтение)

37. Чтение московских подростков в реальной и электронной среде. Материалы социологического исследования / сост. В. П. Чудинова.– М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2012.- 144 с. (читать)

38. Чудинова В.П. Чтение и литературные предпочтения школьников поколения Z: социокультурный контекст: // Обсерватория культуры. 2018, №6 (том 15), 668-691

39. Чудинова, В. П. Чтение и читательские практики московских подростков: комплексное исследование / В. П. Чудинова, С. А. Шаповал, Е. А. Колосова, А. Ю. Губанова и др.; сост.: В. П. Чудинова; РГДБ, отдел социологических исследований; МИОО, кафедра филологического образования.- М., 2012.- 142 с.


Похожие публикации  "Что читать о чтении"