Инфраструктура чтения с позиции субъекта

 


С момента своего открытия в 2014 году лаборатория социокультурных образовательных практик ИСП МГПУ проводила разноплановые исследования чтения. За пять лет работы накопился серьезный исследовательский, аналитический и методический материал, который по мере обработки публиковался в различных научных журналах и сборниках конференций.

Сейчас стало совершенно очевидно, что эти ранее опубликованные статьи представляют собой цельное, выполненное в единой методологической рамке исследование. Поэтому было решено представить полученные результаты, ранее описанные в статьях, в формате монографии. Разумеется, в этот коллективный труд вошли самые значимые, во многом итоговые тексты, в сокращенном объеме, и не вошли те, что фиксировали промежуточный результат.

Объединение статей в одну книгу ‒ подчеркнем еще раз ‒ оказалось возможным потому, что они выполнены в рамках единого субъект-субъектного подхода, когда в центр поставлена не книга, не чтение как таковое, а ученик как субъект собственной учебной и досуговой деятельности, ученик, который осваивает разные читательские практики в период своего школьного обучения, но осваивает их не только в рамках формального, но и неформального образования. Этот подход для лаборатории не нов: многие читательские практики уже описаны в книгах «Читатель в городе» (2017), «Читатель в поиске» (2018), «Читатель в игре» (2019), «Читатель в школе» (2020).


 В монографии не только описаны исследования лаборатории, но и представлены условия и возможные технологии учебной работы с классикой, которая осваивается в тесной взаимосвязи с современной литературой, в первую очередь детской и подростковой, художественной и научно-популярной