Сверхспособности в детской литературе

 Сверхспособности даются не только супергероям и не обязательно для совершения фантастических подвигов. В этой подборке мы предлагаем посмотреть на них с другой стороны.

Герои книг Яка Риве «Почему бы и нет?» и «Сплошное школдовство», обычные парижские школьники, вдруг обнаруживают в себе необыкновенные способности. Фабрис получает знания из книг, поедая их. Эластичный Жансьен может дотянуться до неба.  Джонни поглощает свет...

Но удивляет на самом деле не это. Мало ли, чего не бывает в книгах, особенно в детских! Интересно другое -  то, как буднично это воспринимается. В этом нет никакой сенсации. Дар растрачивается по мелочам, на шалости, с детской непосредственностью. А читатели привыкли к другому - к логике «от каждого по способностям», которая обязует человека с суперсилой, не больше не меньше, как спасать мир.

Вопрос для размышления: Способности – это дополнительная ответственность? Или можно распоряжаться ими как хочешь


Другой автор, Камель Бенауда, в дебютном романе «Норман» тоже развлекает себя и читателя, выдумывая «суперсилы» в огромных количествах, включая самые нелепые.


И снова настоящее удивление ждет нас в другом месте. Автор как будто бы выворачивает привычную схему наизнанку, помещая своего героя, обыкновенного подростка, в мир, где после эпидемии «Синей лихорадки» все люди обладают суперсилами. Все, кроме Нормана. Интересно, что даже в такой перевернутой логике, все складывается вполне по законам жанра: наделение уникальностью, даже если эта уникальность в отсутствии дара, срабатывает как избранность. А избранности, как водится, сопутствует зов к спасению мира.

Вопрос для размышления: Обязательно ли уметь что-то исключительное, чтобы быть уникальным?



Отдельное внимание я хочу уделить сверхспособностям в детской литературе, которые, на первый взгляд, даже не кажутся таковыми. Они не противоречат законам физики, но воспринимаются как нечто исключительное, потому что герои владеют ими как никто другой.  Эти качества пригодятся и в нашей жизни, если не для спасения мира, то как минимум для самих себя.


Роальд Даль: «Матильда».

В отличие от  героя книги Яка Риве, Матильда читает книги самым обычным способом: ей не нужно их есть. Но даже такой способ получения информации в ее социальном окружении сродни суперспособности!  В три года Матильда начала читать. Скоро она прочитала все газеты и журналы, разбросанные по дому, и выучила наизусть мамину поваренную книгу.

— Папа, — попросила она как-то раз, — может, купишь мне книжку?

— Книжку? — удивился он. — Это ещё, спрашивается, зачем?

— Чтобы читать, папа.

— Да чем тебе телик не угодил? Слава тебе господи, телик у нас отличный, телик — грех жаловаться…

 

В четыре года Матильда записалась в публичную библиотеку.  Быстро покончив с детскими книгами, она приступила к взрослым, и уже через полгода потрясла библиотекаршу внушительным списком прочитанной классики.

Умение читать автор ставит в одном ряду с такими способностями Матильды, как телекинез или левитация.  Чтение здесь - как волшебное средство, чтобы преодолеть ту единственную принудительную данность, которую предрекает человеку рождение в низких социальных слоях.

Вопрос для размышления: Как многое  в жизни определяется количеством прочитанных книжек?


Михаэль Энде: «Момо»

Девочка Момо обладает исключительным умением слушать. Не только ушами, но и сердцем, с искренним участием. Это участие не в том, чтобы расспрашивать или советовать.  Достаточно ее молчаливого внимания, чтобы говорящий начал слышать сам себя и понимать то, о чем раньше не догадывался.  

«Она так умела слушать, что расстерянные и неуверенные в себе люди внезапно чётко понимали, что им нужно от жизни, робкие и застенчивые вдруг начинали чувствовать себя свободными и смелыми, а несчастные и подавленные становились уверенными и радостными. И если кто-то считал, что его существование не имеет никакого смысла, и сам он лишь один из миллионов ничего не значащих созданий, которое можно заменить, как разбитый горшок, он шел в амфитеатр и говорил обо всем маленькой Момо. И уже во время рассказа ему таинственным образом становилось ясно, что он глубоко ошибался, что, каким бы он ни был, он среди всех людей единственный в своем роде, уникальный и, значит, по-своему ценен для мира. Вот как Момо умела слушать!»

Природа этого дарования проясняется по мере ее путешествия в Дом «Нигде». Момо оказывается доступно трансцедентное – ей открывается  смысл времени!  Поэтому она умеет внимательно слушать! Внимание ведь тоже про время.

Вопрос для размышления: Что такое внимание? (Старославянск. «вънимати» - слушать,  «имати» - брать) Как слышать самих себя?

 

Элинор Портер: «Поллианна».

Уникальное качество  главной героини – неисчерпаемый оптимизм. Она всегда излучает радость, видит во всем только хорошее и никогда не впадает в уныние.



Судьба Поллианны незавидна.  К 11 годам она потеряла всю свою семью – сестер, братьев, маму, а затем и любимого отца.  Но перед смертью он научил девочку необычной игре: всегда и во всем находить поводы для радости.  И чем труднее, тем интереснее!

Библейский призыв «возрадоваться», транслированный отцом-пастором в специфической форме детской игры, оказал определяющее влияние на жизнь девочки. Ее энтузиазм и восторженное переживание жизни действуют спасительно и на окружающих ее людей.

 


«Вообще, как врач, – шутливо прибавил он, выходя на крыльцо, – я бы прописывал её своим пациентам вместо пилюль. Пусть подольше общаются с ней. Это очень полезно для здоровья.

 

Вопрос для размышления: Почему уныние это грех?


Автор Наталья Бородина —  библиотекарь  Национальной библиотеки Республики Татарстан, ведущая детского клуба «Читашки», магистрантка программы «Детская и подростковая литература в образовании и культуре» МГПУ.