Что почитать на каникулах для удовольствия и пользы 12+

Принято считать, что художественную литературу мы читаем для удовольствия, а для пользы следует изучать научно-популярные книги. Но как же приятно совместить эти две составляющие, благо современная подростковая литература позволяет это сделать. В подборку мы включили книги, в которых интересный сюжет соседствует с рассказом об основных видах учебной деятельности.

1. Проект

Бенджамин Али. Доклад о медузах; пер. с английского Ольги Варшавер. – Москва: Самокат, 2019. – 352 с.



Сьюзи 12 лет и она не говорит. Почему? Потому что слишком много неприятностей свалилось на одного подростка: развод родителей, гибель подруги, разговоры с психологом, доклад о медузах. Но Сьюзи не сдаётся, она просто обязана выяснить причину смерти подруги. Это её проект, в ходе которого она взрослеет.

Удовольствие: Я кивнула – ну, вроде как это от меня и ждали. На самом деле мне хотелось только одного: вернуться домой, сесть за компьютер и искать разные разности о медузах. Я пока не понимала, с чего начать, но надо поскорее проверить гипотезу, которую я сама же выдвинула. А я сижу тут, время теряю…

Польза: Гипотеза – это предварительное объяснение, возможный ответ на вопрос, ради которого вы затеяли ваше исследование. Считайте её догадкой, лучше которой пока ничего не придумать – знаний не хватает.

Жвалевский А.В., Пастернак Е.Б. Я хочу в школу! – Москва: Время, 2014. – 320 с.


Представьте себе школу, в которую дети бегут утром с удовольствием. Представили? Вот именно в такой школе и учатся главные герои. И не только изучают разные науки, но и летают на воздушном шаре и путешествуют на Эльбрус. В этой школе нет простых уроков, зато есть интереснейшие проекты. Но однажды эту школу закрывают.

Удовольствие: -Так вы из Фонда Костевича! – затараторила Аня. – Это здорово! Вы-то нам и нужны! Понимаете, нашу школу хотят снести, а теперь её сносить нельзя, раз там жена Костевича жила, правда… Потом какое-то время они звучали параллельно: воодушевленная Аня и пулеметный голос в трубке. Потом голос замолчал, и было слышно только Аню. А потом раздались гудки.

Польза: -У нас предзащита проекта. Сегодня мы должны выявить все слабые места нашей защиты. Понять, за что могут зацепиться наши оппоненты, предусмотреть их вопросы и приготовить свои ответы. Давайте посмотрим презентацию так, как будто видим её первый раз.

2. Сочинение

Аннет Хёйзинг. Как я нечаянно написала книгу. - Москва: Альбус корвус, 2018. – 144 с.


Можно ли написать книгу, если тебе всего 13 лет? «Безусловно!» - говорит главная героиня повести Катинка. Особенно, если есть хороший учитель. К сожалению, сюжет у Катинки получается нерадостный. Мама умерла, а живет девочка с папой и младшим братом, еще и у папы появляется подруга. Все свои переживания Катинка изливает на бумагу.

Удовольствие: «Папа в отчаянии» - так я написала сперва.

-Откуда ты знаешь, что папа в отчаянии, тебе ведь всего-то пять лет? – спросила Лидвин.

-Хм-м…

-Стало быть, этого ты не знаешь, ты не могла заглянуть ему в голову. Не знала, что чувствует твой папа. Это твоя нынешняя интерпретация. Что видела маленькая Катинка в ту минуту?

-Ну, что папа сел на бордюр.

-Вот именно, это и есть перспектива тогдашней Катинки.

Польза: Перспектива – это значит, чьими глазами ты описываешь то или иное событие. <…> До сих пор ты писала с точки зрения Катинки. Опиши то же происшествие с точки зрения какого-нибудь другого персонажа. Поставь себя на место Диркье. Что она думает и чувствует? Как восприняла эту ситуацию? С чем она борется и как смотрит на Катинку?

3. Диаграмма Венна

Р.Дж. Паласио. Глава Шарлотты. – Москва: Розовый жираф, 2021. – 152 с.


Удовольствие: Я люблю диаграммы Венна – они ужасно полезны! С ними можно объяснить что угодно. Я иногда рисую такую диаграмму, чтобы объяснить, почему люди дружат.

Как видите, у нас с Элли было много общего. Мы подружились в первый же день первого класса, когда мисс Даймонд посадила нас за одну парту. Я очень хорошо помню этот день. Я пыталась заговорить с Элли, но она стеснялась и не хотела болтать. А потом, во время перекуса, я стала изображать пальцами фигурное катание по нашей парте. <…> Ну так вот, Элли какое-то время смотрела, как я это делаю, а потом тоже стала играть в фигурное катание. Скоро мы обе выписывали восьмерки по парте. И с того момента были неразлучны.

Польза: На естествознании мисс Рубин рассказала нам о диаграммах Венна. Их используют, чтобы увидеть связи между разными группами. Например, если вы хотите узнать, что общего у млекопитающих, рептилий и рыб, то вы рисуете диаграмму Венна и перечисляете все характеристики каждой группы в кружочке. Там, где круги пересекаются, и есть общее. В случае с млекопитающими, рептилиями и рыбами это позвоночник.


4. Правописание удвоенных согласных

Энн Файн. Как курица лапой. – Москва: Самокат, 2019. -128 с.

Говард Честер переходит в новую школу. Кажется, что в этой школе всё идеально: хорошие ученики, добрые учителя. Но его сосед по парте совсем не вписывается в ряд отличников. Мало того, что у Джо чудовищный почерк, так ещё и делает он несколько ошибок в одном слове! И Честер берется помочь товарищу и попутно раскрывает талант Джо.


Удовольствие:
Дома я спросил папу:

-Что с ним вообще такое? Ему хватает мозгов, чтобы ходить и разговаривать, но при этом он не в состоянии написать «террорист» и «терраса», не сделав восемь ошибок.

-Электропроводка, - мрачно произнес папа. – Неисправная электропроводка. Как на квартире в Рио.

Я едва не погиб при пожаре в той квартире. Так что на следующий день я сделал попытку проявить сочувствие.

-Слушай, - говорю, - или ты берешь себя в руки, или я тебя убью. Что выбираешь?

Польза: И кое-что из моих придумок сработало-таки. В тот день я соорудил ему подсказку для сдвоенной «р» в словах «территория», «террорист» и «терраса».

-Слышишь в этих словах рычание?

-Это как?

-Вот так: «Р-Р-Р-Р-Р»! Ну и рычи их.

-Гениально! – воскликнул он, но тут же сник: - А как я запомню, какие из слов рычать, а какие нет, Говард?

-Попробуй их зарифмовать.

И тут с моим соседом по парте произошло полное преображение. Он перекинул через плечо полу невидимого плаща, сделал зверское лицо и прорычал:

На территории террасы

Два террориста точат лясы».



Наслаждайтесь чтением и приобретайте новые знания!
Подборка составлена Юлией Шаромовой в рамках обучения в магистратуре «Детская и подростковая литература в образовании и культуре»