Наталия Волкова «Безвыходный сад»

Ломова Наталия Михайловна,
заведующая библиотекой
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения 
"Школа №5" города Сарова Нижегородской области


Наталия Волкова
«Безвыходный сад»
Художник Дарья Герасимова
Литературно-художественное издание
Книжная серия «Настя и Никита»
ООО «Издательский дом Фома», 2014



Добро и зло, правда и ложь, жизнь и существование... Как нужно жить: плыть по течению или противостоять толпе? Что выбрать и каким быть? 


Ответы на эти непростые философские вопросы можно искать всю жизнь, а можно просто взять и прочитать вместе с детьми сказку-притчу Наталии Волковой "Безвыходный сад". 


Наталия Геннадьевна Волкова детский писатель, поэт и прозаик. 

Родилась 16 августа 1977 года в Москве. Окончила Московский государственный педагогический университет. 

Участница VI и VII семинаров молодых писателей России, пишущих для детей (Старая Русса, 2009; Мелихово, 2010), IX форума молодых писателей под руководством В. М. Воcкобойникова и Э. Н. Успенского (Липки, 2009), фестиваля «Молодые писатели вокруг Детгиза» (ноябрь 2009 года, поэтический семинар М. Д. Яснова). 

Золотой дипломант конкурса «Золотое Перо Руси — 2008», лауреат конкурса «Золотое Перо Руси — 2009», член Союза писателей России. 

Небольшое по объему произведение, удобного формата «тонких книжек» для детей современного автора Наталии Волковой рассказывает историю обыкновенной девочки – школьницы, которую зовут Лера. Оказавшись поздним вечером в библиотеке, она зачитывается старинной книгой, знакомится с ее героями, которые, следуя сюжету книги, идут в Безвыходный сад. 

А какая же сказка без волшебства? Именно благодаря ему, вскоре и сама Лера оказывается «внутри» книги и становится главной героиней этой истории. 

Безвыходный сад – место уныния и забвения, оно манит к себе всех тех, кто по каким-то причинам не находит в себе силы бороться и действовать, искать выход из непростых жизненных ситуаций. Что же ждет заложников сада? Безрадостное и пустое существование. Ну, разве этого для себя хочет Лера? Разве этого заслуживают герои книги – разочаровавшийся в жизни богач Гней Туллий, непризнанный людьми художник Клавдий Курт и наивный влюбленный юноша по имени Антоний? Неужели они смирились со своей участью и готовы навсегда остаться в этом саду? Нет, Лера против такого исхода: «Всегда можно что-то сделать. Главное, захотеть увидеть выход и пойти в правильном направлении». И, о чудо! Благодаря советам и действиям решительной и смелой маленькой девочки, пленники сада, словно очнувшись ото сна, захотели вырваться из своего заточения, пробудив в себе жажду жизни и желание что-то изменить в своей судьбе. 

А как же Лера? Неужели она останется в саду навсегда? Все зависит от нее: найдет ли она «свой» выход, в чем он будет для нее заключаться, и сможет ли она, что называется «посмотреть на себя со стороны». Лера справится с этой задачей, и сад отпустит ее домой. Героиня вернется в наш мир, полная сил и решимости исправить ту ситуацию, выход из которой стал для нее очевиден только лишь благодаря пребыванию в Безвыходном саду. 

Поучительная сказка, в доступной для детей форме повествующая о том, что нет в жизни безвыходных ситуаций, может быть ориентирована как на аудиторию младших школьников, так и на детей постарше (10-12 лет). 

Используя для работы с книгой прием комментированного чтения и формулируя соответствующие вопросы по тексту, можно более глубоко разобрать с детьми сюжет сказки, дать совместную оценку мотивам поведения героев, проанализировать их высказывания, таким образом, задавая подрастающему поколению ориентир, направленный на формирование правильного социального и нравственного выбора человека. Чтение с остановками (комментированное чтение) способствует вырабатыванию у детей умений и навыков слушать и анализировать текст, а также формы диалогового общения с взрослыми людьми и друг с другом. 

В качестве дополнительного варианта работы над произведением, фраза, принадлежащая главной героине книге – девочке Лере: «Это очень приятно - помогать людям!», может служить творческим задание для детей: написать сочинение-рассуждение на данную тему, с последующим представлением работ и продолжением разговора с детьми.