Аня Доброчасова "Лунный жук"


Хамидулина Виктория Александровна, 
магистрант 1 курса направления «Педагогическое образование» 
Саратовского национального исследовательского 
государственного университета имени Н. Г. Чернышевского
Лунный жук

Автор: Доброчасова Анна
Художник: Доброчасова Анна
Издательство: Мещерякова ИД, 2017 г.
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/519447/ 

Истории о лете и тайнах взаимоотношений

Содержание рассказа погружает тебя в атмосферу теплых летних вечеров на даче или у бабушки в деревне. Автором тонко подмечены особенности детского восприятия окружающего мира, событий происходящих вокруг. Например, когда главная героиня Соня – Хвостик сидит мокрая на мостках после несостоявшегося бегства из дома, грустит о том, что она далеко от родных, а мама будет завтра готовить вкусненькое… Вовка – брат, думает она, теперь «очень рад и забрал все мои игрушки <..> и все секретики посмотрит, закопанные за забором», а папа «выкинет диван, и все вещи раздадут соседям». Такие тонкости погружают тебя в детство (если ты взрослый) и позволяют лучше понять Сонечкины чувства, приблизится к мироощущению ребенка. Чтение рассказа заставляет задуматься о смысле его названия и о том, почему у Сони появилось еще одно имя – «лунный жук».

Необходимо отметить, что автор и художник данной книги – это один человек, поэтому так тонко иллюстрации отражают содержание рассказа, переплетаются с ним и позволяют осмыслить книгу в единстве «формы» и «содержания». Теплые отношения, изображаемые автором, между братом и сестрой, между родителями, между страшим поколением и младшим (несмотря на возникающие споры и разногласия) демонстрируют пример гармоничных семейных взаимоотношений. Становится сразу понятно, что этой семье все нипочем – в ней живут ЗАБОТА, ПОНИМАНИЕ, ЛЮБОВЬ и ПОДДЕРЖКА. В этом главная педагогическая ценность книги. 

Педагогической ценностью обладают «зарисовки» из жизни Сонечки – Хвостика и ее брата Вовки на летних каникулах, представленные на форзаце книги: как ребята убегают с яйцом в руке от гусыни – наседки, как ловят лягушат в шляпу, как перетягивают веревку с бельем, соревнуясь с дворовым псом и другие. Можно поразмышлять с ребенком над этими «зарисовками» и попытаться их «озвучить», записать придуманную историю, а, может быть , и самим пофантазировать, вспомнить свои летние каникулы и приключения.