Кадзуо Ивамура «14 лесных мышей. Зимний день»


Власова Надежда Александровна
кандидат филологических наук
старший преподаватель ВИ МВД России
(Воронеж)

Название: «14 лесных мышей. Зимний день»
Автор: Кадзуо Ивамура (перевод с японского Елены Байбиковой)
Иллюстрации автора
Издательство: Самокат
Год: 2017



Смотреть, говорить.
Творить


Книжка-картинка японского писателя и иллюстратора Кадзуо Ивамуры - одна из серии «14 лесных мышей», в которой двенадцать книг, известной во всем мире, изданной общим тиражом более десяти миллионов экземпляров. Однако не всем, особенно взрослым, читателям понятна причина подобной популярности. «Что там читать?» − часто спрашивают они. «Смотреть. Говорить. Творить», − так я бы ответила на этот вопрос.

Действительно, текста в книге «14 лесных мышей. Зимний день» очень мало. Такие книги в степени даже большей, чем привычные «текстовые» (те, в которых «есть, что читать»), приглашают к со-творчеству. Сначала маленький или уже взрослый читатель рассматривает чудесные иллюстрации. Разглядывание – это тоже творчество, потому что картинка со всеми деталями, тем более книжка-картинка с собственным визуальным сюжетом, не сразу поддается глазу. Всякий раз читателю-зрителю открывается что-то новое.

Потом читатель создает свой собственный текст на основе увиденного и обдуманного. Уметь «одеть» зрительный образ в слова – это искусство, которому необходимо учить, особенно в век торжества визуального восприятия. Каким будет итоговый текст, зависит от множества причин: возраста, темперамента, уровня владения языком… Книжку-картинку можно «читать» многократно, и всякий раз текст будет разным. Такие книги как «14 лесных мышей. Зимний день» − отличное средство для развития устной и письменной речи, внимания, мышления ребенка.

И не только ребенка. Я преподаю русский язык как иностранный и очень люблю использовать книжки-картинки на своих занятиях. За первый год обучения мы со студентами обращались к «14 лесных мышам» уже несколько раз, повторяя знакомые слова и фразы и выучивая новые, записывая рассказы и сравнивая их между собой, наслаждаясь языком в той же мере, что и рисунками.