Нужно ли изучать современную литературу в школе?



Что такое современная детская и подростковая литература? Нужно ли изучать ее в школе? Готовы ли к этому учителя? Об этом и многом другом в интервью для портала "Год Литературы. РФ" рассказала кандидат педагогических наук, главный научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик ИСП МГПУ, заслуженный учитель РФ Елена Станиславовна Романичева.



Наталья Лебедева(Год Литературы): Есть ли какие-то критерии, с помощью которых можно понять, достойно ли произведение того, чтобы его изучали в школе?

Елена Романичева: Считается, что в школе нужно изучать устоявшиеся, т. е. отобранные не одним поколением читателей имена и тексты, а современные авторы под этот критерий точно не попадают. Да и что собственно это такое — современная литература, единого мнения нет. Одни исследователи говорят, что это литература с сначала перестройки до сегодняшнего дня. Другие настаивают, что это написанное после перестройки и до сегодняшнего дня. Третьи предлагают захватить еще и 70-е годы прошлого века. А пока все спорят, в школе в качестве современной литературы предлагают таких писателей, как Шукшин, Астафьев, Распутин… 

Я бы современную литературу, имея в виду детскую и юношескую, определила так — актуальная и интересная юному читателю литература, написанная в последние лет 15. Именно тексты, созданные в это время, больше всего востребованы школьниками.


И не с позиции «это такая низкопробная дрянь» (извините, но это почти точные слова, услышанные из уст тех, кто работает с детьми), а спокойно объяснить детям, почему вам эта книга не нравится, и, возможно, предложить альтернативу. Разговор о современной литературе на уроке, даже такой, которая, как нам кажется, не дотягивает до высокого эстетического уровня классики, нужен и важен. Чтобы потом взрослые не рассказывали, как им было сложно и тяжело на уроках литературы, потому что они не читали и не наслаждались, а ворочали камни. И не надо с детьми говорить на уровне «чему тебя учит эта книга?» — это отвращает от чтения, мы все (взрослые и дети) читаем художественную литературу не для того, чтобы… чему-то научиться. Нет у текста прямого воздействия «в лоб», а вот «по лбу» таким вопросом получить можно… и навсегда отвернуться от чтения.

Продолжение читайте в источнике.