Известный художник книги В.И. Рывчин много лет назад ввел в научно-педагогический обиход понятие о «едином книжном тексте», т.е. о тексте, в котором не только информация представлена в «словесном» и визуализированном формате (иллюстрации, картинки, графики, карты, диаграммы и т.д.), но и заложена «оптимальная модель движения читателя по этому тексту». Однако если представлению информации при конструировании учебников их авторы и художники уделяются самое серьезное внимание, то освоение модели они «перекладывают» на плечи учителя. Для успешного решения этой задачи необходима перестройка педагогического сознания (отказ от вербализма в преподавании предмета, организация познавательной деятельности ученика с обязательным использованием учебника и т.д.), понимание того, что в инновационной методике работа с учебником выстроена по-другому, в частности, хотя бы учет того факта, что большинство вопросов и заданий, которые предлагается выполнить ученику, должны быть предъявлены ему не на послетекстовом этапе, а на предтекстовом и текстовом.
Согласно гипотезе Рывчина, прочтение школьниками «единого книжного текста»можно представить как последовательно разворачивающуюся многоуровневую деятельность: от освоения содержания текста до уровня самостоятельной деятельности, на котором текст начинает играть роль материала, побуждающего к ней. «Сама же деятельность происходит как бы за текстом, по поводу текста». Из сказанного следует, что учитель должен организовать работу по освоению текста новой природы, предложив ученикам освоить ряд приемов работы с ним, и на основе этого текста мотивировать на дальнейшую деятельность. Нам представляется, что сделать это легче всего, если в качестве инструмента использовать рабочую тетрадь, которую «создает» школьник в процессе освоения предмета.
Примем за данность, что источником предметного содержания становится не слово учителя на заданную тему, а текст, который ученики осваивают самостоятельно или под руководством педагога. В этом случае задача учителя – задать рамку этого освоения и помочь заполнить ее «индивидуальным содержанием». Это совсем не значит, что каждый ученик вычитывает из учебника свое содержание, это значит, что, осваивая «общее» содержание учебного текста, он прокладывает свой путь, фиксируя его в своей рабочей тетради.
Как может быть организована подобная работа, читайте в продолжении статьи Е.С. Романичевой «Рабочая тетрадь как «авторский» текст ученика» (В сборнике: ТЕКСТЫ НОВОЙ ПРИРОДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ Сборник материалов VIII международнойнаучно-практической конференция "Педагогика текста". Под редакциейТ.Г. Галактионовой, Е.И. Казаковой. 2016. С. 88-92.)