В статье «Модели детской
библиотеки» представляется типологизация детских библиотек. Исследователи Элистер
Блэк (Университет штата Иллинойс, США) и Кэролин Рэнкин (Метрополитен
Университет, Лидс, Великобритания) впервые в истории библиотечного дела
проанализировали пути развития образа детской библиотеки и этим наметили
координаты перспективного библиотечного строительства. Авторы статьи, О. Андреева и Е. Асонова, считают, что данное исследование интересно русским читателям
с точки зрения возможных направлений развития детских библиотек в наше время.
Библиотека-«класс»
- конец XIX
- начало XX
Библиотека представляет собой школьный класс,
где есть доступность книг, требование тишины и самостоятельное посещение (без
родителей).
Отношение к детям: дети
пока ещё не взрослые люди, поэтому они должны учиться, слушать и не мешать.
Библиотека-«убежище»
- конец
XIX
- начало XX
(тогда же или чуть позже)
В библиотеке тепло,
спокойно, чисто.
Отношение к детям:
Общество осознаёт самоценность детства, утверждает представление о ребёнке как о
члене общества со своими правами.
Библиотека
– второй дом – 30-40-е года XX века
Появляются камины, стены
украшаются рисунками, мебель расставляется по-домашнему. Образуются кружки,
обсуждение прочитанных книг.
Впервые возникает
библиотечное общение.
Библиотека
открытой планировки – конец 50х – начало 60х XX века
Многофункциональность,
свобода и демократизм в библиотеке.
В библиотеке становится
многое можно: бегать, рисовать, играть.
Библиотека
– «парк развлечений» конец XX –
начало XXI
«Общество потребления»
заставило библиотеку заманивать читателей, превращаясь в «парк развлечений».
Например, библиотека – «замок», «джунгли», «пиратский остров».
Решающим, главным для
детской библиотеки является то, насколько востребованным будет в обществе
предлагаемый ею ресурс – детская книга. Ведь всё, что могут встретить в
библиотеке ребёнок и его родители: атмосфера доверия, возможность общения,
погружение в развивающую среду и информационную поддержку – всё это возможно
вокруг книги, с опорой на неё.
Полный текст статьи
читайте здесь
Е.А. Асонова, О.В. Андреева, Модели детской библиотеки // Литература
в школе. 2014.- №11. С. 25-26.