Модели детской библиотеки



В статье «Модели детской библиотеки» представляется типологизация детских библиотек. Исследователи Элистер Блэк (Университет штата Иллинойс, США) и Кэролин Рэнкин (Метрополитен Университет, Лидс, Великобритания) впервые в истории библиотечного дела проанализировали пути развития образа детской библиотеки и этим наметили координаты перспективного библиотечного строительства. Авторы статьи, О. Андреева и Е. Асонова, считают, что данное исследование интересно русским читателям с точки зрения возможных направлений развития детских библиотек в наше время. 
Библиотека-«класс» - конец XIX - начало XX
 Библиотека представляет собой школьный класс, где есть доступность книг, требование тишины и самостоятельное посещение (без родителей).
Отношение к детям: дети пока ещё не взрослые люди, поэтому они должны учиться, слушать и не мешать.
Библиотека-«убежище» - конец XIX - начало XX (тогда же или чуть позже)
В библиотеке тепло, спокойно, чисто.
Отношение к детям: Общество осознаёт самоценность детства, утверждает представление о ребёнке как о члене общества со своими правами.
Библиотека – второй дом – 30-40-е года XX века
Появляются камины, стены украшаются рисунками, мебель расставляется по-домашнему. Образуются кружки, обсуждение прочитанных книг.
Впервые возникает библиотечное общение.
Библиотека открытой планировки – конец 50х – начало 60х XX века
Многофункциональность, свобода и демократизм в библиотеке.
В библиотеке становится многое можно: бегать, рисовать, играть.
Библиотека – «парк развлечений» конец XX – начало XXI
«Общество потребления» заставило библиотеку заманивать читателей, превращаясь в «парк развлечений». Например, библиотека – «замок», «джунгли», «пиратский остров».
Решающим, главным для детской библиотеки является то, насколько востребованным будет в обществе предлагаемый ею ресурс – детская книга. Ведь всё, что могут встретить в библиотеке ребёнок и его родители: атмосфера доверия, возможность общения, погружение в развивающую среду и информационную поддержку – всё это возможно вокруг книги, с опорой на неё.