Библиотека-убежище

Школьное пространство - это место, в котором убежище нужно всем: и учителям, и детям, и администрации, и родителям. Событийная и эмоциональная наполненность школьной жизни требует, чтобы были места, где можно укрыться, спрятаться, побыть одному. Это не мое открытие - это требования к современной образовательной среде (беру их из шкал экспертной оценки), базовые условия психологического комфорта.


Для библиотечного пространства - тихого, замкнутого - стать убежищем довольно просто. Для этого ему нужно быть доступным и привлекательным: быть всегда открытым для посещения, безопасным и дружелюбным, но отгороженным от школьной суеты, разделенным на укромные и уютные уголки.


В школе «Апельсин» (Санкт-Петербург), как мне кажется, эта идея стала основной для библиотеки. Это место, куда можно уйти, чтобы побыть с самим собой. Фраза «я пойду в библиотеку» - волшебная, потому что означает, что человеку нужно время и место для самостоятельного выбора-решения-действия. И эта потребность должна быть обеспечена: ученик может уйти в библиотеку с урока, взять книгу и читать, устроившись на кресле-мешке. Библиотека небольшая (хотя в ней можно провести урок, если усадить детей на ковре), больше похожа на комнату для игр. 



Совершенно иначе устроена библиотека в лицее имени Вернадского (школа №1553 в Москве), где библиотека - это довольно большое и многофункциональное пространство для любой учебной и неучебной активности: часть пространства - это место, где можно провести лекцию или занятие (стоят столы, есть смарт-доска), тут же есть диваны и кресла - можно сесть на них разлившись; другая часть библиотеки разделена стеллажами с книгами. Ими от общего внимания отгорожены несколько рабочих мест с компьютерами. 


Для педагогов и обучающихся библиотека, как и многие другие пространства школы, полифункциональны, так как очень разнообразна школьная деятельность. Но, пожалуй, ключевым для этого места является его доступность для самостоятельной (неподконтрольной учителю) жизни обучающихся на территории школы: за время моих наблюдений дети неоднократно использовали это помещение для своих встреч, игр, возможности уединиться. 


Функционал библиотекаря в библиотеке-убежище основан на необходимости обеспечивать доступность и привлекательность пространства. Эта задача решается в том числе за счет постоянного изучения меняющихся потребностей школьных жителей: какими способами им привычнее «прятаться» от шумного мира? В разное время и в разные периоды это могут быть пазлы, настольные игры, возможность посмотреть фильм (используя наушники или в специальном кресле), чтение или рассматривание книг, журналов. Возможность тихо посидеть без определенного занятия.