Екатерина Асонова
Мария Каширина
Дарья Маймистова
В статье представлен обзор сказок современных авторов для детей, который призван помочь педагогам и родителям сориентироваться в этом жанре детской литературы. Сказки сгруппированы в соответствии с образовательными и воспитательными задачами, которыми может руководствоваться взрослый, выбирая книгу для чтения детям. Материал обзора дополнен списком произведений современных сказочников.Сказка была, есть и будет главным жанром детской литературы. Именно современная (созданная за последние пять-десять лет) литературная сказка наиболее близка и интересна слушающему ребенку, максимально отвечает запросам читающего взрослого. Этому способствует в первую очередь совпадение ценностных, педагогических установок автора и читателей, общий язык, общие бытовые и культурные реалии.
Это совсем не означает, что интересными и близкими по духу не будут сказки, созданные в прошлом и даже позапрошлом столетии, просто в данной статье решается важная, не всегда осознаваемая педагогами дошкольного образования задача обновления читательского репертуара, пополнения собственного читательского опыта за счет знакомства с произведениями современных авторов.
Предлагаем вашему вниманию обзор современных детских литературных сказок, в структуру которого заложены практические (и педагогические) установки, которыми руководствуется взрослый (педагог, родитель), когда выбирает книги для чтения ребенку.
1. Сказка, которая поможет что-то объяснить, направит наблюдения за окружающим миром в нужное русло.
Такой подход мы видим в сказках Марины Аромштам. Будучи не только писателем, но и педагогом, Марина Семеновна смогла объединить в своих сказках художественный образ, порой даже мифотворчество, и определенную методическую составляющую, которая позволяет поговорить с детьми на самые разные темы. «Весенние сказки» дают возможность поговорить о временах года, об изменениях, которые происходят в природе, обратить внимание ребенка на то, как именно пробуждается жизнь весной, начать разговор о цветах, растениях. «Сказка о маленькой Елочке» может стать поводом не только для украшения новогодней елки, создания образа и особой атмосферы, но и поводом для разговора о чувствах, которые может испытывать ребенок (радость, гордость, зависть, обида, стыд, раскаяние). Сказка «Желудёнок» станет отличным началом разговора о природном цикле, о смене времен года, о зарождении новой жизни. «Как Осень замуж выходила» — прозаическая сказка с поэтическими фрагментами, которая позволяет ребенку в дождливой, сырой, холодной осени увидеть образ осени золотой, яркой, красочной, богатой, счастливой. «Жил-был Шорох…» — сказка в определенной мере философская, о взрослении, жизненном пути, поиске собственного места в мире. Объединяет эти произведения их ситуативность — вписанность в календарь, привязка к программе дошкольного образования, так как их сюжеты легко встраиваются в занятия с природным материалом, беседами об окружающем мире.
Все эти сказки подойдут дошкольникам среднего и старшего возраста, их можно слушать, обсуждать, разыгрывать. Изданы они таким образом, что могут быть использованы и для самостоятельного чтения: небольшой объем текста и достаточно крупный шрифт делают их доступными для тех, кто только научился читать.
2. Сказки дидактические помогут узнать и понять важные морально-этические нормы, научат называть или описывать свои эмоции и переживания, предложат социально одобряемые модели поведения.
«Сказки про вредин» Юлии Кузнецовой четко дают понять, что хорошо, а что плохо. С первого взгляда кажется, что, как и сказки Валентины Осеевой, они рассчитаны на то, что «вредина», «драчун», «лентяй», услышав эти истории, увидят в них себя и исправят свое поведение. Но художественный текст так не работает, по крайней мере в большинстве случаев. Сработать это может при условии, что произойдет сразу несколько попаданий: попадание в проблему и попадание в ситуацию, личные сиюминутные переживания. А вот разговор о «врединах», отвлеченный, рассчитанный на формирование моральных ориентиров, на основе этих сюжетов может получиться очень хороший. «Сказки про вредин» стоит взять на заметку педагогам-психологам, которые смогут использовать их в нужный момент, и родителям, которым свойственно опираться на литературный сюжет в процессе взаимодействия с ребенком. Есть в этих сказках момент, который может не считываться детьми, но оказаться важным для взрослых: внимание к тому, что герой капризничает, дерется или делает еще что-то нехорошее не потому, что он плохой, а потому, что плохо ему.
Довольно длинная, рассчитанная на чтение по главам, сказка Елены Ракитиной «Серёжик» может восприниматься как текст, предлагающий социально одобряемые модели поведения. Пафос произведения в том, что самое главное в жизни — мама, помощь, доброта и осознание того, что нельзя делать того, чего не хочешь получить сам. Однако эта дидактическая формула — не единственная составляющая сказки. Сюжет сказки разворачивается в сказочном лесу: это близко маленькому читателю, привыкшему к тому, что в сказках речь идет о зверях, птицах, насекомых, но сюжет постоянно выходит на литературу более взрослую, готовит к текстам более сложным. История о ежике Серёжике богата тематически: есть в сказке темы добра и зла, семьи и сиротства, одиночества, помощи и предательства, свободы и заточения, страха и борьбы с ним, правды и лжи и мн. др. Эта сказка подходит для чтения вслух (перед сном, в специально отведенное время). Участие взрослого для многих детей может оказаться очень важным: есть что обсудить, о чем спросить, от чего «спрятаться», что преодолеть. Для взрослого читателя знакомство с этой книгой тоже может оказаться интересным опытом, он найдет в ней не только новый сюжет, но и множество отсылок к самым разным текстам, параллелей, дорожек, по которым можно направить маленького читателя к другим текстам. По сути, это приключенческий сказочный роман воспитания, продолжающий традиции произведений Карло Коллоди, Антония Погорельского, Софьи Прокофьевой. С таких произведений начинается знакомство читателя с вечными сюжетами, мотивами и образами.
В сборнике Ирины Зартайской «Куда идет снег» собраны очень необычные сказки. Их герои — бытовые предметы, состояния и образные понятия. Сказки «Очки», «Шапочка», «Сеньор Чемодан», продолжая андерсеновскую сказочную традицию, играют с предметными образами. Они помогут по-новому взглянуть на окружающие предметы, напомнить о забытых вещах и пробудить фантазию. Другие сказки — «Мечтатели», «Быстрее — медленнее», «Сегодня», «Мистер Улыбкин» — дадут возможность назвать и образно обозначить разные состояния и чувства. «Общение», «Тихо и Громко» позволят поговорить об общепринятых нормах, а с главной сказкой сборника «Куда идет снег» можно поиграть в названия явлений природы и их признаки. Оформление книги по-своему дидактично: игривый, каллиграфический шрифт заголовков как будто приглашает читателя поупражняться в искусстве письма, а короткие тексты сказок и достаточно крупный шрифт подойдут для детей, которые начинают читать самостоятельно.
3. Сказки-игры, формирующие внимательное отношение к слову, умение чувствовать такие интонационные и стилистические нюансы, как ирония, юмор, словесная игра.
«Сказки про мам», «Сказки ″Детского мира″», «Сказки про мальчика Лешу», «Сказки про королей» и другие сказки Сергея Седова в жанровом смысле чистой сказкой назвать сложно. Их волшебство не сказочное, а скорее фантастическое, иногда фантасмагорическое. К их чтению должен быть готов не только ребенок, но и взрослый. Взрослый, открывший книгу сказок Седова с надеждой найти там традиционные, привычные сказки, будет разочарован. Они непривычные, ироничные, смешные, иногда провокационные. Но и здесь есть над чем задуматься, есть темы, о которых надо говорить с детьми. По форме сказки больше похожи на небольшие рассказы о повседневности, современные были или былички. В «Сказках про мам» каждая история — это коротенькая зарисовка о том, что «мамы разные…». Их характеристики — рассеянная, трусливая, пьяница — могут показаться недопустимыми для детской книжки. Но можно рассудить и иначе: реальная жизнь детей показывает им, что мамы бывают разные, они не всегда похожи на привычных литературных мам (на Муми-маму или героическую козу, спасшую своих детей из чрева волка), но их роль в жизни ребенка невозможно переоценить. Любая мама нужна своему ребенку, любая мама для него — наивысшая ценность и гарантия доверия к миру. Сказки Седова предлагают нам не только иронично, но и с уважением, пониманием отнестись к человеческим слабостям и неудачам.
Менее провокационными, но все же сильно отличающимися от привычных, традиционных сказок, покажутся читателю «Сказки ″Детского мира″» и «Сказки про мальчика Лешу». Поэтому, прежде чем читать сказки Сергея Седова детям, взрослым необходимо ознакомиться с ними самим. Если взрослый и ребенок готовы к абсурду и специфическому юмору, к текстам, которые не нужно воспринимать буквально, то эти сказки (выразительно и артистично прочитанные) придутся им по душе. А многие из них могут легко превратиться в небольшой спектакль или инсценировку, стать основой для иллюстрации.
На игре неологизмов основаны образы сборника сказок Сергея Георгиева «Пузявочки». Это веселые истории о повседневной жизни выдуманных существ, названия которых созвучны друг другу и отличаются лишь первой буквой: Вузявочка, Лузявочка, Кузявочка, Цузявочка и т.д. Маленьким детям свойственно давать названия новым для них предметам и явлениям. Детскую привычку осмыслять новые слова с помощью минимального изменения в их звуковой структуре описал в свое время в книге «От двух до пяти» К.И. Чуковский. Поэтому сказки Сергея Георгиева будут близки и понятны детям трех-четырех лет, которые активно осваивают языковые возможности и часто придумывают свои названия. Однако и для детей более старшего возраста эти сказки не потеряют своей актуальности: позволят играть и сочинять похожие истории про своих выдуманных героев, чувствовать комичность ситуации. Игровая литература акцентирует внимание ребенка на звучании слова и ритме текста.
Приведенный обзор мы решили дополнить списком сказок современных российских сказочников, которые могут быть интересны педагогам дошкольного образования и родителям.
Сказки современных российских сказочников
Аромштам М. Весенние сказки. М.: ИД КомпасГид, 2015.
Аромштам М. Желудёнок. М.: ИД КомпасГид, 2016.
Аромштам М. Жил-был Шорох… М.: ИД КомпасГид, 2013.
Аромштам М. Сказка о маленькой Елочке. М.: ИД КомпасГид, 2016.
Блинова М. Большой Кыш. М.: Азбука, 2008.
Востоков С. Как правильно пугать детей. М.: Редкая птица, 2016.
Востоков С. Президент и его министры. М.: Время, 2010.
Георгиев С. Пузявочки. М.: ИД Мещерякова, 2017.
Гиваргизов А. В честь короля. М.: Мелик-Пашаев, 2016.
Жуков И. Мифологическая азбука. СПб.: Азбука, 2013.
Жуков И. Русская пленница французского кота. М.: Пешком в историю, 2012.
Зартайская И. Куда идет снег. М.: Серафим и София, 2014.
Колпакова О. Рыжица, или Один волшебный день. СПб.: Качели, 2016.
Кузнецова Ю. Сказки про вредин. СПб.; М.: Речь, 2016.
Михеева Т. Шумсы — хранители деревьев. Истории из жизни шумсов необыкновенных. СПб.: Вектор-Детство, 2015.
Михеева Т. Шумсы и почти Сосновый лес. СПб.: Вектор-Детство, 2016.
Никольская А. Человек-мандарин. М.: Нигма, 2016.
Ракитина Е. Сережик. СПб.; М.: Речь, 2016.
Седов С. Сказки «Детского мира». М.: Самокат, 2008.
Седов С. Сказки про королей, а также сказки про мальчика Лешу. М.: Дрофа-Плюс, 2008.
Седов С. Сказки про мальчика Лешу. М.: Livebook, 2013.
Седов С. Сказки про мам. М.: Самокат, 2012.
Симбирская Ю. Зимняя сказка. Мышонок и луна. М.: Клевер Медиа Групп, 2017.
Симбирская Ю. Чья чашка лучше? М.: Нигма, 2017.
Строкина А. Кит плывет на север. М.: ИД КомпасГид, 2016
Литература
1. Живые лица. Навигатор по современной отечественной детской литературе. Вып. 1, 2. М.: БерИнгА, 2014, 2015.
2. Чуковский К.И. От двух до пяти. М.: Советская Россия, 1958.
* Статья была опубликована в журнале "Детский сад:теория и практика" 2017 №7 С.80-85