Серегина Александра Сергеевна, Библиотека иностранной литературы
им М.И. Рудомино (Москва)
Педагогические концепции Джанни Родари: приобщение детей к чтению, письму и развитию фантазии
Персонажей произведений Джанни Родари любят дети по всему миру уже не первое поколение. Его литературное наследие включает сказки, повести, рассказы и стихотворения. Однако педагогическая деятельность Родари остается незамеченной, несмотря на то, что в свое время она оказала большое влияние на его литературное творчество и на развитие многих детей в Италии. Джанни Родари, работая в школе, применял нестандартные, изобретенные им самим методы. Позже он описал свои идеи по обучению детей языку, развитию фантазии, побуждению к чтению в публицистических статьях и книгах, в которых также обсуждались вопросы педагогики и воспитания.
В литературном творчестве Джанни Родари опирался на личный опыт работы в школе.
Открытиям, связанными с детьми, их мышлением и воображением, писатель посвятил две отдельные книги: “Какие бывают ошибки” и “Грамматика фантазий”. В работе над творческим мышлением у Родари можно выделить следующие направления: слово, сказка, ассоциация. Каждое из этих направлений вместе и по отдельности помогает развивать воображение.
Эти методы можно использовать для вовлечения детей, которые учат
как родной язык, так и иностранный, в работу над развитием фантазии. Примеры использования идей Родари на практике,
приведенные в докладе, основаны на моем личном опыте работы преподавателем
английского языка.
Благодаря таким упражнениям дети обретают способность
самостоятельно и независимо мыслить. Родари был убежден, что все дети должны
быть вовлечены в работу над развитием и использованием воображения. Это поможет
не только будущим творцам, художникам и писателям, но и всем ученикам научиться
создавать собственные тексты, избегая копирования чужого. Эта концепция
остается важной и актуальной сегодня, когда учащимся проще найти готовый
вариант в интернете, чем рискнуть дать собственный, пусть и неправильный ответ
из-за боязни наказания за ошибки.
Приглашаем Вас 27
февраля на интерактивный круглый стол «Неочевидное,
ставшее очевидным», где будут подробнее
представлены примеры использования идей Родари на практике.