Королева Надежда Степановна,
ГБДОУ Детский сад 136 (Санкт-Петербург)
Искусство чтения (на примере стихов Анастасии Орловой)
Почему с возрастом у большинства детей пропадает интерес к поэзии? Причины, на мой взгляд, надо искать уже в раннем возрасте. Многие современные родители маленьких детей жалуются: дети не хотят слушать стихи. Хотя, казалось бы, именно поэзия с ее напевностью, музыкальностью ближе всего ребенку. Да что родители? Далеко не все воспитатели любят и умеют работать с поэтическим текстом, особенно с современным, для которых еще не написаны методические разработки. На примере нескольких стихов современного детского поэта Анастасии Орловой попробую показать, как мы работаем с поэтическим текстом с детьми раннего возраста.
… Про себя я назвала стихотворение «Надеваю колготки» «палочкой-выручалочкой». Оно реально помогает превратить сложный и скучный процесс надевания колготок в игровой и даже веселый. Как это происходит? Сначала сама рассказываю текст: «Я свою родную ногу, Отправляю в путь-дорогу. А туннель длиннющий – жуть! Вправо-влево не свернуть. Темноты я не боюсь, Да и ты, нога, не трусь». Причем не один раз. Не зря говорит детский поэт Вадим Левин: «Понимание» художественного произведения начинается с восприятия интонации». Именно с интонации, а не с вопросов, которые так любят сразу после чтения задавать взрослые. Вопросы будут, но потом.
М.А. Рыбникова, признанный авторитет в области литературного чтения, наставляла в свое время учителей-словесников: « … мы с успехом выполним задачу выразительного чтения при условии понимания замысла поэта и его стилистических особенностей». Поэтому обращение к композиции произведения, к его сюжетному построению – не моя филологическая прихоть, а желание донести до детей смысловой характер текста и как можно артистичнее представить его детям.
В стихотворении два сюжета. Один, внешний, выражается в действиях героя, второй, внутренний, – в изменении его психологического состояния, а соответственно и ритмического рисунка. Тихая, протяжная интонация вначале создается за счет ассонанса, повторения гласного звука [у]: « Я свою родную ногу/ Отправляю в путь-дорогу». В описании туннеля та же интонационная тягучесть, но усиленная восклицательным «жуть!». И это «жуть!» в сочетании со словом «длиннющий» – кивок и в сторону взрослых: видите, какая сложная у ребенка задача. Развязка, как и зачин, возвращает нас к лирическому герою (кольцевая композиция). Но не к тому робкому, что был вначале, а к храброму смельчаку. Интонация приказа в конце призвана показать преображение лирического героя.
Еще одно стихотворение – «Про ботинки и снежинки»: «Нос курносый у ботинка./ На носу лежит снежинка./ Улыбается ботинок – Он в восторге от снежинок». Крохотное, «настроенческое», зрительно-осязаемое, оно не вызывало у детей особых эмоций до тех пор, пока не придумала сюрпризный момент. Принесла новенькую коробку из-под обуви, положила в нее игрушечные ботинки, спрашиваю заговорщицким тоном: «Как вы думаете, что в этой коробке?» Прошу одного из детей открыть коробку. А потом начинаю рассказывать маленькую историю. Как купили эти красивые теплые ботинки в магазине, как принесли домой и оставили лежать в коробке. Там им было темно и одиноко. Но наступила зима, мама достала ботинки и дала их сыну. А что случилось дальше, послушайте. После чтения говорю детям: «Что-то ботинок в нашей комнате заскучал. Давайте устроим ему снегопад». Играем в подвижную игру «Снежинки». Побегали, садимся рассматривать иллюстрации. Обращаю внимание, что снежинка на носу у ботинка не тает. Спрашиваю: «А если на ваши теплые носики – потрогайте их – упадет снежинка, что случится с ней? Правильно, растает». И опять вопрос: «Почему?»
В тот же день, только часом позже дети начали играть в свою любимую игру в путешествия. Увидев стоящий в стороне ботинок, закричали: «И ботинок надо взять в путешествие!» Так герой стихотворения стал полноправным членом нашей команды.
Вопросы:
Согласны ли вы с утверждением Н.Н. Поддькова: чем меньше возраст детей, тем большего педагогического мастерства требуется от педагога? Какие еще приемы способствуют интересному прочтению поэтического текста?
Существуют ли возрастные рамки у поэзии или есть разный уровень интерпретации художественного текста?
Сегодня в изучении художественных текстов детьми, в том числе и поэтических, часто ставка делается на игру. Не уведет ли игра слишком далеко от художественного слова?
Приглашаем Вас 27 февраля обсудить эти и другие вопросы, связанные с чтением, в рамках Международной конференции "Детская литература как событие" (подробнее)